1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Кто в России всех милее, для инвесторов ценнее

Палитра социально-экономического развития российских регионов широка и разнообразна. Интегрированный уровень кредитоспособности различных субъектов Федерации, учитывающий особенности их экономического развития и финансового состояния, колеблется от 19,38 в Кабардино-Балкарской Республике до 90,09 в Москве. Лестница кредитного рейтинга поможет потенциальным инвесторам выбрать надежный регион и оттолкнет от аутсайдеров.

Дефицит инвестиций сегодня является острой проблемой, тормозящей развитие многих областей нашей страны. Больших и «длинных» денег не хватает не только отечественным предприятиям, основные фонды которых в среднем изношены более чем на 60%, но и субъектам Федерации. Средства нужны как для модернизации экономики, так и для восстановления социальной сферы, напоминающей «пейзаж после битвы» в результате реформ 90-х годов.

Многие регионы стараются привлечь для развития заемные средства за счет выпуска облигаций. Но если рынок корпоративных долговых бумаг довольно успешно прогрессирует, то в сегменте региональных облигаций ситуация сложнее. По оценке Владимира Логунова, начальника управления Национального депозитарного центра, объем их выпуска в нынешнем году скорее всего будет меньше, чем в 2005 г.

Успешному размещению региональных ценных бумаг зачастую мешает недостаточная информационная прозрачность, что затрудняет оценку рисков инвесторами и снижает спрос на облигации субъектов Федерации и муниципальных образований. Кроме того, это тормозит инвестиции в частный бизнес в регионах, приводит к увеличению процентных ставок по банковским кредитам.

Рассеять информационный туман постарались эксперты Рейтингового агентства АК&М, которые при поддержке Совета Федерации провели исследование кредитоспособности российских регионов. Рейтинг кредитной надежности субъектов РФ строился не только на основе критериев, определяющих финансовое состояние регионов, но и с учетом показателей, характеризующих уровень их экономического развития. Поэтому результаты исследования представляют интерес для большинства инвесторов, собирающихся вкладывать средства в субфедеральные ценные бумаги или частный бизнес в конкретном регионе.

Лидерство в рейтинге надежности удерживает Москва. Ее интегрированный уровень кредитоспособности равняется 90,09 балла из 100 возможных. Верхнюю строчку в общероссийской классификации регионов ей позволили занять как финансовые, так и экономические показатели.

В столице самый высокий в стране уровень собственных доходов (501730,1 млн руб.), второй (после Вологодской области) показатель отношения задолженности по налогам к общему объему фискальных платежей и высокая доля прибыльных предприятий (также второе место).

А вот «серебро» в рейтинге этого года получила Тюменская область, которая поднялась сразу на 4 ступеньки вверх по сравнению с прошлым периодом. У нефтедобывающей провинции самая высокая доля собственных доходов в общем объеме бюджетных поступлений (96,97%), первое место по отношению дефицита бюджета к поступлениям. Также область занимает вторую (после столицы) позицию по среднедушевым денежным доходам населения.

Тройку лидеров замыкает Санкт-Петербург, в прошлом году стоявший на втором месте. В экономике города на Неве самая высокая доля прибыльных предприятий, но рейтинг упал из-за показателя отношения задолженности по налогам к общему объему фискальных платежей (25-е место) и невысокого уровня инвестиций в основной капитал на душу населения (33,5 тыс. руб., или 11-е место).

Следует заметить, что состав лидеров почти совпадает с регионами, на которые, по оценке МЭРТ, в этом году приходится самая высокая доля инвестиций в основной капитал — Москва (12,2%), Ханты-Мансийский АО (8,4) и Санкт-Петербург (4,1%). Это служит косвенным подтверждением объективной оценки данных регионов.

По сравнению с прошлым периодом ряд областей значительно продвинулся к вершине рейтинга. Так, Сахалинская область поднялась с 32-го места на 21-е: у нее самый высокий показатель инвестиций в основной капитал на душу населения (146,4 тыс. руб.) и четвертый показатель по среднедушевым денежным доходам.

На десять позиций — с 17-й на 7-ю — поднялись показатели Самарской области. Доля собственной прибыли в общем объеме доходов региона составила 95% (5-е место), отношение дефицита бюджета к поступлениям равнялось 7,88% (3-е место).

Не совсем понятно, правда, почему разработчики рейтинга продвинули с 25-й позиции на 11-ю Томскую область. Лишь по одному параметру (доле прибыльных предприятий) она занимает 10-е место, по всем остальным показателям ее места колеблются с 14-го по 43-е.

Между тем на 12 пунктов снизился кредитный рейтинг Татарстана, занявшего 20-ю позицию вместо 8-го места в предыдущей классификации. Республику, традиционно отличающуюся благоприятным для инвесторов климатом, подвели набранные ранее займы. Отношение государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального центра составило 38,57% (68-е место). Этот показатель имеет серьезное значение для инвесторов, намеревающихся вкладывать средства в региональные долговые бумаги. А для структур, которые планируют инвестировать деньги в частный бизнес, он не столь уж важен.

Последнее место, как и в прошлом году, занимает Кабардино-Балкарская Республика. Справедливости ради отметим, что лишь по одному показателю — сальдо прибылей и убытков крупных и средних предприятий — этот регион занимает 79-е место. По двум параметрам его позиции весьма высоки (отношение текущих расходов к суммарным расходам бюджета — 12-е место, отношение дефицита бюджета к его доходам — 46-е). Поэтому здесь тоже не совсем понятно, почему составители рейтинга «задвинули» республику в конец кредитного листинга.

Составление кредитных рейтингов, безусловно, помогает отечественным и зарубежным инвесторам при определении возможных рисков, возникающих при вложении средств в тот или иной субъект Федерации. Причем если в прошлом году только 30% регионов имели рейтинги международных экспертных агентств, то в 2006 г. доля «оцененных» областей составила свыше 80%.

Однако остается невыясненным вопрос: каким образом могут более активно привлекать заемные средства субъекты РФ, которые попадают в конец рейтинговых списков? Возможно,

Минэкономразвития и Минфину стоит составить рейтинг регионов со слабыми показателями, первые места которого займут аутсайдеры роста. А затем предоставлять им госгарантии под займы, необходимые для их социально-экономического развития, ведь цели частного инвестора и государства далеко не всегда совпадают…

Критерии, определяющие финансовое состояние

● Отношение государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального центра (характеризует долговую нагрузку на бюджет, очевидно, что чем больше долг субъекта Федерации, тем выше риск неисполнения им своих обязательств).

● Доля собственных доходов регионального бюджета в общем объеме доходов (недостаток собственных доходов говорит о слабости источников формирования доходной базы области, что также приводит к увеличению вероятности невозврата долгов).

● Объем собственных доходов бюджета (абсолютный показатель, позволяющий оценить возможности региона выполнять свои обязательства по долгам).

● Отношение дефицита бюджета к доходам бюджета (свидетельствует о соответствии уровня доходов инвестиционным потребностям региона).

● Отношение текущих расходов к суммарным расходам (характеризует уровень капитальных расходов регионального бюджета).

Доля прибыльных предприятий

Позиция в исследовании

Субъект РФ

Доля прибыльных предприятий, %

Относительное значение критерия

1

Санкт-Петербург

83,7

100,00

2

Москва

81,7

97,25

3

Республика Башкортостан

79,4

94,20

4

Краснодарский край

75,6

89,66

5—6

Московская область

73,1

86,41

5—6

Ростовская область

73,1

86,41

7

Вологодская область

72,7

85,24

8

Ставропольский край

72,4

84,17

9

Ярославская область

69,7

80,73

10

Томская область

69,6

79,86

11

Тюменская область

69,0

78,49

12

Чувашская Республика

68,2

76,93

13—15

Калининградская область

67,5

75,47

13—15

Калужская область

67,5

75,47

13—15

Пермский край

67,5

75,47

16

Республика Татарстан

67,3

74,50

17

Саратовская область

67,0

73,43

18

Хабаровский край

66,9

72,56

19

Приморский край

66,8

71,70

20—21

Республика Алтай

66,7

70,83

20—21

Свердловская область

66,7

70,83

22

Ленинградская область

66,5

69,86

23

Белгородская область

65,8

68,40

24—25

Рязанская область

65,7

67,53

24—25

Удмуртская Республика

65,7

67,53

26

Орловская область

65,6

66,66

27—28

Волгоградская область

65,2

65,49

27—28

Пензенская область

65,2

65,49

29

Астраханская область

65,1

64,62

30—33

Владимирская область

64,8

63,56

30—33

Мурманская область

64,8

63,56

30—33

Нижегородская область

64,8

63,56

30—33

Псковская область

64,8

63,56

34—35

Кемеровская область

64,7

62,69

43—35

Кировская область

64,7

62,69

36—37

Ивановская область

64,6

61,82

36—37

Самарская область

64,6

61,82

38

Красноярский край

64,3

60,75

39

Новосибирская область

64,2

59,89

40—41

Иркутская область

63,8

58,72

40—41

Тульская область

63,8

58,72

42

Республика Хакасия

63,5

57,65

43

Челябинская область

63,3

56,68

44

Республика Дагестан

63,1

55,72

45—46

Республика Бурятия

63,0

54,85

45—46

Республика Марий Эл

63,0

54,85

47

Воронежская область

62,8

53,88

48

Новгородская область

62,2

52,52

49

Липецкая область

61,6

51,15

50

Карачаево-Черкесская Республика

61,0

49,79

51

Архангельская область

60,3

48,32

52

Республика Коми

59,5

46,76

53

Смоленская область

59,4

45,89

54

Республика Мордовия

59,3

45,02

55

Омская область

59,2

44,16

56

Сахалинская область

58,6

42,79

57

Тверская область

58,1

41,53

58

Республика Саха (Якутия)

57,7

40,36

59

Брянская область

57,4

39,29

60

Оренбургская область

57,3

38,42

61

Республика Карелия

56,9

37,26

62

Курская область

56,4

35,99

63

Алтайский край

55,9

34,73

64

Тамбовская область

55,3

33,36

65

Костромская область

55,2

32,50

66

Амурская область

54,8

31,33

67

Ульяновская область

54,4

30,16

68

Еврейская АО

53,8

28,80

69

Республика Адыгея

52,8

27,04

70

Республика Тыва

51,9

25,38

71

Читинская область

51,4

24,11

72

Республика Калмыкия

51,3

23,24

73

Курганская область

51,1

22,27

74

Республика Северная Осетия—Алания

51,0

21,41

75

Чукотский АО

50,0

19,64

76

Магаданская область

48,5

17,39

77

Камчатская область

47,9

16,02

78

Кабардино-Балкарская Республика

46,9

14,26

79

Республика Ингушетия

33,3

0,00

Минимальное значение

33,30

Максимальное значение

83,70

Среднее значение

62,28

Интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ

Позиция в исследовании по итогам 2005 г.

Позиция в исследовании по итогам 2004 г.

Субъект РФ

Относительный уровень кредито-способности по финансовым показателям

Относительный уровень кредито-способности по экономическим показателям

Интегрирован-ный уровень относительной кредитоспо-собности

1

1

Москва

86,22

94,82

90,09

2

6

Тюменская область

92,05

80,63

86,91

3

2

Санкт-Петербург

85,82

79,62

83,03

4

5

Пермский край

84,64

73,59

79,67

5

7

Свердловская область

84,70

67,37

76,90

6

4

Вологодская область

74,08

77,89

75,79

7

17

Самарская область

80,29

63,24

72,62

8

10

Республика Башкортостан

77,22

64,27

71,39

9

11

Краснодарский край

69,49

68,56

69,07

10

3

Липецкая область

73,20

63,83

68,99

11

25

Томская область

64,49

70,89

67,37

12

18

Омская область

72,84

60,62

67,34

13

9

Челябинская область

78,00

53,46

66,96

14

13

Ростовская область

68,44

64,00

66,45

15

21

Республика Коми

69,11

62,79

66,27

16

24

Калининградская область

62,88

67,24

64,84

17

16

Белгородская область

62,17

67,30

64,48

18

12

Московская область

57,09

71,77

63,70

19

19

Ленинградская область

60,23

67,57

63,53

20

8

Республика Татарстан

53,69

73,56

62,63

21

32

Сахалинская область

64,68

59,31

62,26

22

26

Республика Хакасия

66,58

56,80

62,18

23

34

Мурманская область

67,21

53,48

61,03

24

22

Приморский край

63,32

57,36

60,64

25

31

Калужская область

57,50

63,78

60,33

26

20

Ставропольский край

58,76

62,14

60,28

27

28

Удмуртская Республика

61,43

58,46

60,09

28

42

Ярославская область

56,77

63,24

59,68

29

15

Красноярский край

58,91

60,41

59,59

30

52

Новгородская область

61,32

57,14

59,44

31

33

Кемеровская область

59,21

59,39

59,29

32

39

Иркутская область

62,46

52,50

57,98

33

55

Республика Карелия

63,77

50,35

57,73

34

44

Архангельская область

53,69

62,31

57,57

35

14

Оренбургская область

59,63

53,85

57,03

36

23

Республика Мордовия

60,15

52,81

56,85

37

46

Смоленская область

65,60

46,10

56,83

38

29

Рязанская область

57,91

55,49

56,82

39

38

Владимирская область

62,68

48,52

56,31

40

35

Курская область

68,76

40,20

55,91

41

41

Волгоградская область

51,07

61,33

55,68

42

30

Нижегородская область

51,65

60,21

55,50

43

36

Саратовская область

54,60

55,69

55,09

44

40

Хабаровский край

45,02

61,63

52,49

45

49

Новосибирская область

51,02

53,82

52,28

46

58

Амурская область

55,32

46,71

51,45

47

43

Чувашская Республика

42,26

62,54

51,39

48

48

Республика Саха (Якутия)

45,38

58,65

51,35

49

51

Воронежская область

58,05

42,18

50,91

50

45

Кировская область

55,63

43,86

50,34

51

47

Тульская область

53,85

41,61

48,34

52

60

Еврейская АО

48,42

47,78

48,13

53

37

Астраханская область

44,67

51,99

47,96

54

59

Республика Бурятия

42,35

54,48

47,81

55

62

Псковская область

42,89

53,56

47,69

56

65

Ивановская область

53,44

40,52

47,63

57

56

Тамбовская область

52,47

39,82

46,78

58

27

Чукотский АО

36,61

59,19

46,77

59

54

Тверская область

49,80

42,93

46,71

60

53

Пензенская область

46,21

45,91

46,07

61

50

Орловская область

39,59

52,44

45,37

62

66

Республика Марий Эл

49,48

38,50

44,54

63

61

Республика Дагестан

34,51

54,91

43,69

64

72

Ульяновская область

49,96

31,82

41,80

65

69

Курганская область

45,56

32,86

39,85

66

68

Читинская область

45,35

29,18

38,07

67

70

Алтайский край

41,99

32,89

37,90

68

73

Республика Адыгея

39,26

36,15

37,86

69

57

Республика Алтай

26,79

50,74

37,57

70

74

Карачаево-Черкесская Республика

36,44

38,17

37,22

71

63

Брянская область

35,58

38,83

37,04

72

67

Костромская область

30,89

37,71

33,96

73

77

Магаданская область

30,30

36,81

33,23

74

78

Республика Тыва

35,57

28,72

32,48

75

71

Республика Ингушетия

40,60

18,08

30,47

76

75

Республика Северная Осетия – Алания

20,84

34,32

26,91

77

64

Республика Калмыкия

36,44

8,50

23,87

78

76

Камчатская область

10,06

36,84

22,11

79

79

Кабардино-Балкарская Республика

19,57

19,15

19,38

Критерии, определяющие уровень экономического развития

● Отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей (определяет качество функционирования налоговой системы субъекта Федерации, что, в свою очередь, напрямую связано с формированием доходов регионального бюджета).

● Доля прибыльных предприятий в общем количестве компаний, зарегистрированных на территории региона (характеризует уровень поступления налога на прибыль в доходную часть бюджета, на который приходится значительная доля его суммарных поступлений).

● Сальдо прибылей и убытков крупных и средних предприятий (также свидетельствует об уровне поступлений налога на прибыль в региональный бюджет).

● Среднедушевые денежные доходы населения (косвенно определяют уровень поступлений налога на доходы физических лиц, которые занимают значительную долю в бюджетных поступлениях).

● Инвестиции в основной капитал на душу населения (характеризуют инвестиционный климат в субъекте РФ).