Русская рулетка: опять бы «Ногу» не сломать

| статьи | печать

Рынок российских IPO развивается быстрыми темпами: прошлогодний рекорд в 4,5 млрд дол. будет явно перекрыт в нынешнем году. Только первичное размещение акций «Роснефти», проводимое в этом месяце, принесет эмитенту около 10 млрд дол. Можно было бы порадоваться успехам отечественного фондового рынка, если бы не туманные перспективы ценных бумаг многих российских эмитентов.

Потребность в первичном размещении акций на фондовом рынке испытывают сегодня немало отечественных компаний. Высокая стоимость и короткие сроки банковских кредитов подталкивают предприятия, стремящиеся развивать свой бизнес, к выходу на биржу.

Успешным примером размещения IPO стали ценные бумаги информационного холдинга РБК. Компания разместила акции на сумму 13,2 млн дол., что позволило ей значительно диверсифицировать свою деятельность. А граждане получили возможность смотреть первое в России бизнес-телевидение.

Планирует первичное размещение и самый крупный издательский холдинг России «Аргументы и факты». Лавры самой многотиражной газеты не мешают топ-менеджменту еженедельника работать над модернизацией своего бизнеса, и руководство собирается привлечь на рынке ценных бумаг средства для покупки типографии.

Однако в целом для российского рынка IPO характерны особенности, которые рано или поздно могут преподнести отечественным и зарубежным инвесторам весьма неприятные сюрпризы.

На сегодняшний день наша держава исполняет на бирже одновременно несколько ролей — регулятора, акционера, инвестора, а зачастую и азартного игрока. Яркой иллюстрацией такого «спектакля одного актера» стало размещение IPO нефтяного гиганта — «Роснефти».

На этой неделе Правительство утвердило размеры IPO корпорации, которой разрешили реализовать 14,3% своих акций. По информации пресс-службы Кабинета министров, Михаил Фрадков подписал Распоряжение № 918-р об отчуждении ОАО «Роснефтегаз» акций ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» в количестве, не превышающем 1 356 498 963 штук, путем предложения неограниченному кругу лиц.

Самая крупная нефтяная корпорация страны продает свои ценные бумаги по цене от 5,85 до 7,85 дол. за одну обыкновенную акцию и одну депозитарную расписку. Рыночная капитализация компании при таком ценовом раскладе может составить от 60 до 80 млрд дол.

Глава нефтяного холдинга даже не скрывает, что полученные от размещения IPO средства будут направлены на латание кредитных и налоговых дыр, а не на модернизацию и развитие компании. Корпорации необходимо привлечь около 8 млрд дол. для возврата долга и процентов по нему, а также налоговых платежей.

«Роснефть», так же как и другие госкорпорации, активно использует для продвижения своих ценных бумаг административный ресурс. Вряд ли можно назвать совпадением тот факт, что именно на этой неделе она выиграла аукцион на право пользования недрами Северо-Чарского нефтегазоносного участка, прогнозируемые извлекаемые запасы которого составляют 35 млн тонн нефти и 20 млрд кубических метров природного газа. Но ведь не запасами же едиными должна быть сильна современная компания…

Невольно возникает вопрос: что произойдет, если государство не сможет поддержать свою «дочку», например, при падении цен на углеводороды на международном рынке, когда бюджет будет решать другие насущные задачи? Тогда к негативному влиянию ценовой конъюнктуры добавятся риски менеджмента, который не привык к открытой конкуренции, тем более в экстремальных условиях падения рынка.

Еще одна проблема отечественных IPO — непрозрачная структура активов бизнеса, которая зачастую вызывает много вопросов у зарубежных и отечественных инвесторов. Чего только стоит такой актив, как «Юганскнефтегаз», в юридической чистоте которого на днях выразил сомнения Джордж Сорос. По его словам, инвесторам не предоставляют достаточно полную информацию о «Роснефти» и ее финансовой истории.

В конце июня НК «ЮКОС» подала в Управление по финансовым услугам Великобритании (FSA) заявление с просьбой отказать «Роснефти» в листинге на Лондонской товарной бирже (LSE), потому что «Юганскнефтегаз» якобы незаконно вошел в состав корпорации.

Всем памятна история со швейцарской фирмой «Нога», из-за которой за рубежом арестовывали российские самолеты и морские суда. Здесь тоже возможны самые различные варианты.

По мнению американского эксперта Бернарда Сачера, уже несколько лет работающего на нашем фондовом рынке, руководители предприятий, проводящих IPO, не осознают всей ответственности перед акционерами. А сами инвесторы не понимают, чем они рискуют, занимаясь активными спекуляциями с этими ценными бумагами.

Между тем для средних и небольших компаний, не связанных тесными узами с государством, размещение IPO представляет сейчас немалые трудности. В России работают свыше 40 тыс. акционерных обществ, многие из них могли бы провести первичное размещение для получения инвестиционных ресурсов.

Проблема заключается в том, что эти предприятия имеют недостаточный по существующим стандартам уровень раскрытия информации, короткую кредитную или фондовую историю (а иногда она у них просто отсутствует).

Для таких компаний до конца нынешнего года РТС собирается организовать биржевую площадку, предназначенную именно для торговли акциями третьего эшелона. Для того чтобы этот проект стал реальностью, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России сейчас готовит поправки в существующие нормативные документы.

В Соединенных Штатах принято считать, что для оценки эмитента нужно использовать четыре английских «P»: People — люди, управляющие компанией; Philosophy — философия или стратегия фирмы; Process — процессы управления и Perfomance — результаты. В нашей стране их зачастую заменяют два русских «Р» — Русская Рулетка, потому-то столь туманны перспективы многих ценных бумаг на нашем фондовом рынке.

Плюсы и минусы IPO

Преимущества:

● привлечение долгосрочного капитала для реализации стратегий роста;

● снижение стоимости привлечения финансовых ресурсов;

● возможность выхода из инвестиций для основных акционеров;

● возможность привлекать и удерживать основной персонал (опционы);

● повышение инвестиционной привлекательности.

Недостатки:

● раскрытие финансовой и юридической информации о компании;

● организационные расходы, связанные с первичным размещением акций;

● необходимость наличия инвестиционной истории.

Цели компании и различные виды финансирования

Цели

IPO

Облигации

Векселя

Краткосрочный кредит

Продажа инвестору

Стратегия роста

+

+

+

+

+

Капитализация

+

-

-

-

+/-

Узнаваемость бренда

+

-

-

-

+/-

Доступ к рынку капитала

+

+

+

-

-

Справка

IPO — первичное размещение акций компании на бирже, которое проводят один или несколько андеррайтеров (профессиональных участников фондового рынка). Они принимают заявки от покупателей (юридических и физических лиц), желающих приобрести акции в течение определенного срока, — ведут «книгу заявок». Инвестор, который хочет купить акции в ходе IPO, сообщает андеррайтеру количество ценных бумаг, цену, по которой он готов их приобрести, и депонирует деньги на счете. Андеррайтеры собирают заявки и затем сообщают компании о спросе на ее бумаги и о возможной цене их продажи на рынке. Если клиент согласен с ценой, он продает свои акции.

К сведению

0,5 млрд дол. привлекли российские компании в 2003 г. за счет IPO

0,56 млрд дол. составил объем этого показателя в 2004 г.

4,5 млрд дол. равнялся размер рынка первичного размещения акций отечественных компаний в прошлом году

10 млрд дол. планирует получить «Роснефть» от размещения своих акций

20 млрд дол. может составить, по оценкам экспертов, объем рынка IPO в следующем году

Последняя новость

На завершившейся неделе успешно прошло первичное размещение акций Bank of China, в ходе которого банк привлек на фондовом рынке порядка 20 млрд юаней (2,5 млрд дол.). IPO проводилось на Шанхайской бирже, цена акций поднялась на 9 центов по сравнению с базовой оценкой и составила 0,47 дол. (3,79 юаня). По оценке экспертов, первичное размещение акций Bank of China стало шестым по объему привлеченных средств на мировом рынке.

Мнение

Наталья Макеева,
руководитель службы
по связям с инвесторами РБК

Самой большой проблемой при размещении IPO стала координация действий большой команды, которая занималась первичным размещением наших акций (всего мы продали 16%). Команда включала в себя лид-менеджеров, финансовых консультантов, аудиторов и работала сразу на РТС и ММВБ. Преодолеть трудности удалось с помощью зарубежных консультантов, имеющих большой опыт работы на биржевых площадках. По всей вероятности, эмитент не в состоянии вдаваться во все подробности фондовых операций, поэтому, как говорится, если хотите выжить — доверяйте профессионалам.

Главной целью привлечения средств была организация первого в стране бизнес-телевидения. Мы считаем, что с этой задачей наша компания успешно справилась.