1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1138

Оглянись назад и иди вперед!

Оглянись назад и иди вперед!

Один из важнейших инструментов управления предприятием — бюджетирование. Оно представляет собой технологию планирования, учета, контроля и анализа финансовых, информационных и материальных потоков, а также получаемых результатов. Хотя система бюджетирования любого предприятия индивидуальна, ориентирована на потребности его руководства, производственные и коммерческие циклы организации, при ее формировании можно использовать опыт отечественных предприятий, работавших в рамках плановой экономики с методикой Техпромфинплана.

Техпромфинплан

Техпромфинплан (ТПФП) был разработан в 70-е годы для внутризаводского планирования на предприятиях в условиях централизованного управления народным хозяйством.

В СССР слово «бюджет» употреблялось лишь в рамках государственного планирования, синонимами для уровня предприятия служили «план», «задание», «смета», которые формулировались для предприятий вышестоящими организациями.

Следовательно, инструментарий ТПФП можно использовать в первую очередь для предприятий, входящих в холдинги или работающих в жесткой кооперации.

Каждый раздел ТПФП имеет строго определенную методику расчета основных показателей, выполнение которых должно быть обеспечено соответствующим комплексом проводимых технических, экономических и организационных мероприятий.

Содержание основных разделов и методы планирования основных показателей ТПФП имеют тесную логическую взаимосвязь. Некоторые предприятия продолжают применять эту методику до сих пор, адаптировав ее к рыночным условиям.

ТПФП определялся как «развернутый годовой план производственно-хозяйственной деятельности коллектива предприятия, направленный на выполнение государственного задания и определяющий наряду с ресурсами также организационно-технические мероприятия по дальнейшему развитию производства, совершенствованию качества продукции, повышению эффективности производства и повышению материального и культурного уровня жизни работающих».

Технико-экономический анализ

ТПФП разрабатывается обычно в два этапа.

Первый начинается за 6—7 месяцев до начала планируемого периода.

На этом этапе выполняется технико-экономический анализ деятельности предприятия по объемным и качественным показателям, изыскиваются резервы производства и разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы по труду, пропускной способности оборудования, расходу материалов и прочему.

В классическом варианте изучалась потребность народного хозяйства в изготовляемой продукции, ее качестве, ассортименте.

В рыночной экономике такой прогноз должен опираться на маркетинговое исследование.

На этом основании составляется проект плана и дается обоснование его показателей. Проект может быть составлен в нескольких вариантах и выбран оптимальный.

На этом этапе при плановой экономике министерство после рассмотрения проекта плана за 2—3 месяца до начала года сообщало предприятию директивные показатели. В рыночной экономике для большинства это внутреннее дело предприятия. Хотя часто роль вышестоящей организации для предприятия выполняет головная организация, например финансово-промышленная группа (ФПГ) или холдинг.

В этом случае методика ТПФП может применяться практически без изменений помимо того, что роль министерства при выдаче плана-задания будет выполнять руководство холдинга или ФПГ. С этого момента начинается второй этап разработки ТПФП.

Показатели директивного задания

На втором этапе разрабатывается окончательный вариант плана, в котором обосновываются все показатели работы предприятия, обеспечивающие выполнение директивных заданий.

Плановый отдел предприятия исходя из директивных показателей рассчитывает контрольные задания для цехов и хозяйств, которые составляют проекты своих планов. Показатели планов цехов обязательно согласовываются между собой и с ТПФП предприятия.

ТПФП предприятия после рассмотрения на производственном совещании и доработки утверждается директором завода, представляется в вышестоящий орган (главк, министерство) для контроля деятельности предприятия и составления плана по отрасли.

В настоящее время дополнительное согласование необходимо, только если предприятие работает в рамках более крупного объединения — ФПГ, холдинга.

Изменения утвержденных планов предприятий со стороны вышестоящих организаций допускались лишь в исключительных случаях, после предварительного обсуждения этих изменений с руководством организации и одновременным внесением необходимых поправок во взаимосвязанные показатели плана.

Разделы Техпромфинплана:

1. Основные показатели (сводная таблица).

2. План-задание по производству и реализации продукции.

3. План-задание повышения эффективности производства.

4. Плановые технико-экономические нормативы и нормы.

5. План-задание по капитальному строительству.

6. План-задание материально-технического снабжения.

7. План-задание по труду и заработной плате.

8. План-задание по прибыли, издержкам и рентабельности производства.

9. План-задание по фондам экономического стимулирования.

10 Финансовый план-задание.

11. План-задание социального развития коллектива.

Основное содержание разделов ТПФП:

1. Основные показатели (сводная таблица):

в разделе приводятся все показатели работы предприятия в сопоставлении с фактически достигнутыми аналогичными показателями за базисный (предыдущий) год и определяется динамика (процент роста) этих показателей на предстоящий период.

Показатели подразделяют на три группы: показатели обязательств (общий объем реализуемой продукции, важнейшие виды изделий, платежи в бюджет и т.п.); обеспечения (общий фонд заработной платы, объем поставок материалов и оборудования и т.п.) и развития (производительность труда, ввод в действие новых мощностей, освоение новой продукции).

2. План-задание производства и реализации промышленной продукции:

2.1 План-задание производства и реализации продукции в натуральном выражении.

2.2 Определение объемов производства в стоимостном выражении.

3. План-задание повышения эффективности производства:

3.1 План-задание совершенствования и улучшения качества продукции.

3.2 План-задание по внедрению прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производства.

3.3 План-задание по совершенствованию системы управления, планирования и организации производства.

3.4 План-задание научной организации труда (НОТ).

3.5 План-задание по мероприятиям по экономии материалов, топлива, энергии.

3.6 План-задание по модернизации и замене устаревшего оборудования, оснастки и инструмента.

3.7 План-задание по капитальному ремонту основных фондов.

3.8 План-задание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

3.9 План-задание использования производственных фондов.

4. Плановые технико-экономические нормативы и нормы:

4.1 Нормирование средств труда.

4.2 Нормирование предметов труда.

4.3 Нормирование производственных запасов.

4.4 Нормирование затрат живого труда.

4.5 Нормативы организации производства и труда.

4.6 Нормы оборотных средств.

4.7 Нормативы по качеству продукции.

4.8 Картотека нормативов и норм.

5. План-задание капитального строительства:

5.1 План-задание по вводу в действие производственных мощностей и основных фондов.

5.2 План-задание по капитальным вложениям и строительным работам.

6. План-задание по материально-техническому снабжению:

определение потребности в материальных ресурсах и источников ее покрытия.

7. План-задание по труду и заработной плате:

7.1 Планирование производительности труда.

7.2 Планирование численности работающих.

7.3 Планирование заработной платы.

8. План-задание по прибыли, издержкам и рентабельности производства:

8.1 Снижение себестоимости продукции по факторам.

8.2 Калькулирование себестоимости отдельных видов товарной продукции.

8.3 Смета затрат на производство.

8.4 Себестоимость товарной и реализуемой продукции.

8.5 Планирование прибыли.

8.6 Планирование рентабельности производства.

9. План-задание по фондам экономического стимулирования:

9.1 План-задание по образованию фондов экономического стимулирования.

9.2 План по распределению фондов экономического стимулирования (смета расходования).

10. Финансовый план-задание:

10.1 Доходы и поступления средств.

10.2 Расходы и отчисления средств.

10.3 Кредитные взаимоотношения.

10.4 Взаимоотношения с бюджетом.

10.5 Распределение плановой прибыли.

11. План-задание социального развития коллектива:

11.1 Улучшение условий труда и повышение его научной организации.

11.2 Изменение классификационной и профессиональной структуры коллектива.

11.3 Использование нерабочего времени.

11.4 Формирование коммунистических отношений в коллективе.