1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1110

Законопроект «О бухгалтерском учете»: что ждать, к чему готовиться

В начале июня Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму минфиновский проект нового федерального закона «О бухгалтерском учете»1. Он кардинально отличается от нынешнего. Срок представления отзывов, предложений и замечаний в Комитет Государственной думы по бюджету и налогам ограничен 14 июля 2010 г. Есть несколько дней, чтобы как-то повлиять на бухгалтерское будущее.

Работа по подготовке нового бухгалтерского закона ведется с 2004 г. В 2005 г. в Госдуму вносили проект федерального закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности». В 2008 г. он был отправлен на доработку. Параллельно с 2006 г. на официальном сайте Минфина России и сайтах заинтересованных организаций бухгалтерское сообщество размещало для обсуждения тексты законопроектов «Об официальном бухгалтерском учете» и «О бухгалтерском учете». Последний финансовое ведомство представило в Правительство РФ в 2009 г. Но он был отправлен на доработку. Нынешний законопроект № 385329-5 несколько отличается от прошлогоднего. Основные отличия состоят в следующем.

Из обязательных требований к главбуху организаций (чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах), страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов исключено условие о членстве в одной из СРО аудиторов. Следовательно, не требуется и обязательная аттестация.

Для случаев, когда госрегистрация экономического субъекта проведена после 30 сентября, допускается считать отчетным годом период до конца текущего года (по общему правилу в таких случаях отчетный год заканчивается 31 декабря следующего года).

Введены положения, что национальные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему федеральному закону, а отраслевые стандарты — национальным стандартам.

Теперь перейдем к кардинальным отличиям внесенного законопроекта от действующего Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ.

Кто должен вести бухучет

Все коммерческие и некоммерческие организации (включая бюджетные и государственные органы) подпадают под действие рассматриваемого законопроекта. Это означает, что в случае его принятия организации, применяющие УСН, будут обязаны вести бухучет.

Кроме того, бухгалтерский учет по проекту ведут индивидуальные предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой. Им разрешено не вести учет, только если в соответствии с НК РФ они ведут налоговый учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения. Получается, что предприниматель, применяющий патентную УСН или уплачивающий ЕНВД, обязан вести бухучет.

Может не вести бухучет находящееся на территории РФ структурное подразделение иностранной организации, если оно ведет налоговый учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном НК РФ.

Отметим, что для малых предприятий предусмотрено наличие в национальных стандартах упрощенных способов ведения бухучета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Организация бухучета

Согласно законопроекту руководитель организации возлагает ведение бухучета на главбуха, иное должностное лицо организации либо заключает договор об оказании бухгалтерских услуг. При этом в кредитной организации обязательно должен быть главбух. Только руководители субъекта малого и среднего предпринимательства, предприниматели и другие частники имеют право вести бухучет самостоятельно.

К главбуху (или иному лицу, на которое возлагается ведение бухучета) организаций, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов предъявляются большие требования (высшее образование, солидный стаж работы, размер которого определяется профилем образования, отсутствие судимости за преступления в сфере экономики). Дополнительные требования могут устанавливаться другими федеральными законами.

В законопроекте ничего не говорится о соотношении степени ответственности главбуха (иного лица, ведущего учет) и руководителя. Однако при возникновении разногласий с руководителем предусмотрено получение письменного распоряжения руководителя о принятии данных первичного документа или об отражении объекта бухучета. Тогда вся ответственность ложится на руководителя.

Порядок ведения учета

Важнейшее отличие — отсутствие упоминания об унифицированных формах «первички». В каждом экономическом субъекте формы «первички» будет утверждать руководитель. Главное — наличие обязательных реквизитов. Государство уходит от регулирования данной сферы (за исключением бюджетных организаций).

справка

Согласно законопроекту бухучет определяется как создание документированной информации об объектах бухучета и составление на ее основе отчетности. При этом из объектов определен только один — факты хозяйственной жизни. Признаки других основных объектов учета — активов, обязательств, доходов и расходов предполагается закрепить в национальных стандартах. В них могут быть установлены также иные объекты бух­учета. Однако, на наш взгляд, общее определение объектов, предусмотренных законом, следует дать в самом законе. В нем необходимо привести и такое понятие, как баланс (согласно ст. 48 ГК РФ наличие самостоятельного баланса характеризует юридическое лицо)

Представление отчетности

В действующем законе приведены адреса и определены сроки для представления годовой и квартальной отчетности всеми пользователями в целом. В законопроекте указания имеются только в отношении обязательного экземпляра годовой отчетности, направляемого органу государственной статистики. Он представляется, как сейчас — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При этом предусмотрена организация государственного информационного ресурса, из которого заинтересованные пользователи смогут получить для ознакомления такой экземпляр.

Необходимость составления промежуточной отчетности обусловлена наличием предписаний в других законах или нормативных правовых актах.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны «представлять по месту нахождения организации (в налоговый орган) бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом „О бухгалтерском учете“». В законопроекте сроки для представления в налоговую инспекцию годовой и квартальной отчетности не установлены. Поэтому в случае его принятия потребуется вносить изменения в Налоговый кодекс РФ. Иначе обязанность представлять отчетность налоговым органам будет неосуществима.

1 См. текст проекта № 385329-5