Климатические изменения требуют переосмысления традиционных правовых подходов. К такому выводу пришли участники сессии «Способен ли климат изменить право?», которую комитет РСПП организовал в рамках ПМЮФ-2025.
Ответственный секретарь Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Иван Жидких, выступая модератором, обозначил переломный момент в международной климатической повестке: Парижское соглашение переживает кризис, растет напряженность между развивающимися и развитыми странами. «Россия как страна с высоким уровнем развития нормативно-правовой базы в сфере климата могла бы занять лидерскую позицию и продвигать более справедливые и эффективные подходы», – заявил спикер.
Особое внимание И. Жидких уделил научному аспекту: Первый этап ВИП ГЗ («Единая система мониторинга климатически активных веществ» – прим. ред.) позволил достичь впечатляющих результатов по уточнению данных по эмиссиям и поглощениям парниковых газов на территории России, но также и указал на ряд проблем, в том числе – проблемы в целеполагании, отсутствие слаженной координации между научными консорциумами». Эксперт считает, что эти вопросы необходимо решить на втором этапе через проработку правовой модели
Марк Энтин, заведующий кафедрой интеграционного права и прав человека МГИМО (У) МИД РФ, выразил озабоченность тем, что международная климатическая повестка стала максимально недружественной для российского ТЭК. «Все отчетливее становится тот факт, что борьба с изменением климата превратилась в борьбу с ископаемыми видами топлива. Это обуславливает необходимость системной контригры правовыми методами по всем слагаемым господствующей сегодня климатической повестки», резюмировал он.
Говоря о текущем уровне развития национальной климат, Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию РУСАЛа и Эн+, отметила особенности российского регулирования. Она считает, что регулятор, выступая заказчиком масштабных проектов вроде «Сахалинского эксперимента», должен предусматривать механизмы их монетизации. Самое болезненное для бизнеса – потеря интереса регулятора к результатам на полпути, считает эксперт.
Владимир Лукин, партнер Kept, предупредил об экономических последствиях: «Глобально потери компаний, не принимающих меры по адаптации к изменению климата, от физических рисков к 2035 году достигнут 7% их годовой прибыли». Цифры демонстрируют, что необходима правовая база для адаптационных мероприятий с риск-ориентированным подходом.
Эксперты сошлись во мнении, что климатические изменения требуют переосмысления традиционных правовых подходов. Перед Россией стоит задача разработать сбалансированное регулирование, которое позволит совмещать экономическое развитие с экологическими требованиями, сохраняя при этом национальные интересы на международной арене.