Уточняющие данные. Как изменилась возрастная структура ипотечных заемщиков за год

| новости | печать

На нее, как отмечали аналитики и в декабре прошлого года, повлияло сокращение у банков аппетита к риску.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 3 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, в 2023 г. в структуре выданных ипотечных кредитов выросли доли только тех групп граждан, возраст которых превысил 40 лет. При этом самый существенный рост был отмечен у заемщиков от 40 до 50 лет. Их доля составила 26,2%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года на 2,6 п.п. (в 2022 г. — 23,6%).

Кроме того, в 2023 г. в структуре выдачи ипотеки выросла доля самых малочисленных и пожилых заемщиков из возрастных групп от 50 до 60 лет — на 1,0 п.п. до 9,0% и старше 60 лет — на 0,6 п.п. до 2,7%.

В то же время наибольшее сокращение доли было отмечено у ипотечных заемщиков в возрасте до 40 лет: моложе 30 лет — на 2,2 п.п. до 19,8% и от 30 до 40 лет — на 1,9 п.п. до 42,4%.

При этом самой массовой категорией заемщиков по ипотечным кредитам остаются граждане в возрасте от 30 до 40 лет — 42,4%, а наименьшей — заемщики старше 60 лет (2,7%).

В свою очередь среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по ипотеке составляет 781 балл при минимальном значении 1 и максимальном — 999 баллов.

«Действительно, в 2023 г. был отмечен рост доли ипотечных заемщиков от 40 лет и старше. По нашему мнению, тот факт, что ипотечные заемщики “повзрослели” является следствием сокращения банками аппетита к риску. Дело в том, что молодые граждане считаются более рискованными заемщиками с нестабильными доходами. Кроме того, принимая во внимание рост ставок и введенные регулятором макропруденциальные ограничения в части долговой нагрузки, заемщикам нужно быть готовыми к снижению уровня одобрений банками заявок на ипотеку. Поэтому потенциальным ипотечным заемщикам необходимо тщательно контролировать качество своей кредитной истории, числовым выражением которой является Персональный кредитный рейтинг», — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.