Как изменился спрос российских семей на программу «Семейная ипотека» за пять лет

| новости | печать

В частности об этом говорится в совместном исследовании аналитиков «Домклик» и ДОМ.РФ, приуроченного ко Дню семьи, любви и верности, который отмечался 8 июля.

Авторы исследования констатируют, что, по данным опроса ДОМ.РФ и ВЦИОМ, потребность в улучшении жилищных условий испытывают 10,5 из 19 млн семей с детьми (55%). Половина из них планирует сменить жилье, а треть не может себе этого позволить.

По данным соцопросов, для многих жилищный вопрос — принципиальный при принятии решения о рождении детей — 27,3 млн человек репродуктивного возраста (46%) откладывают рождение детей на пять и более лет. Ключевые причины — материальная необеспеченность и стесненные жилищные условия.

ДИсследователи напоминают, что для решения этих проблем в начале 2018 г. Правительство Российской Федерации запустило программу «Семейная ипотека» по льготной ставке 6%.

В результате ипотека для семей, у которых рождаются дети, стала доступнее: ежемесячный платеж по ней на 20—30% ниже, чем в среднем по рынку. При этом «Семейную ипотеку» можно совмещать с другими мерами господдержки: материнским капиталом, налоговыми вычетами, выплатой многодетным семьям 450 тыс. руб. на погашение ипотеки и т. д.

За пять лет «Семейная ипотека» стала значимым инструментом поддержки семей с детьми: она позволяет расширить жилплощадь, что в свою очередь создает предпосылки к улучшению демографической ситуации. Программа одновременно поддерживает спрос на новостройки, стимулируя рост строительной отрасли, отмечают авторы исследования.

Они напоминают о гибком изменении программы с 2018 г., что позволило большему числу семей улучшить жилищные условия. В течение пяти лет программа «Семейная ипотека» модифицировалась с учетом изменения экономических условий. Это позволило увеличить ее охват и повысить доступность жилья для российских семей.

После расширения программы на семьи с двумя несовершеннолетними детьми с 1 января 2023 г. выдача «Семейной ипотеки» кратно выросла и достигла максимума — 88,6 тыс. кредитов во II квартале 2023 г. В результате среднемесячная выдача «Семейной ипотеки» (25,1 тыс. кредитов за 1-е полугодие 2023 г.) впервые превысила выдачу «Льготной ипотеки» (23,1 тыс. кредитов).

За все время реализации «Семейной ипотекой» воспользовались около 624 тыс. семей с детьми, общая сумма кредитов превысила 2,4 трлн руб. При этом значимость «Семейной ипотеки» для рынка непрерывно росла: если в 2019 г. доля программы в общей выдаче ипотеки составляла 4%, то в 1-м полугодии текущего года она достигла порядка 20%.

Лидером по выдаче «Семейной ипотеки» является Сбербанк. За весь период действия программы банк предоставил 323 тыс. кредитов на 1,2 трлн руб. — чуть более половины всех выдач, сообщают авторы исследования.