Таков один из выводов масштабного исследования благотворительного сектора в России, проведенного Sber Private Banking вместе с консалтинговой компанией Frank RG и Philin Philgood, группой сервисов для профессиональной благотворительности.
По данным исследования, в 2021 г. россияне отдали на благотворительность 360—380 млрд руб. Эта сумма не учитывает пожертвования в религиозные организации и пополнения фондов целевых капиталов (44 млрд руб.).
Исследование фокусируется на вкладе крупных филантропов в общую систему. В общемировой практике именно крупные филантропы — самые щедрые доноры некоммерческих организаций (НКО). Так, в США до 80% частных пожертвований направляют 20% семей, отмечают авторы исследования.
В России же, согласно его результатам, средства крупных филантропов с капиталом от 1 млн долл. — это лишь 37% всех частных пожертвований. К тому же из всех денег, направленных на благотворительные цели, частные пожертвования составляют только 21%. Большинство (75%) благотворительных средств — корпоративные пожертвования и траты компаний на корпоративную социальную ответственность.
Исследование выявило следующие черты российских крупных филантропов. Во-первых, половина из них не публичны и не рассказывают о своих благотворительных проектах. Хотя даже они признают, что о филантропии важно говорить публично.
Во-вторых, для них важны эффективность трат и эмоциональная сопричастность проектам. Большинство опрошенных осознанно вкладывают деньги в социальные проекты и не любят, когда их называют донорами, меценатами или благотворителями.
В-третьих, планируя свою благотворительную деятельность, они руководствуются прежде всего тактикой, а не стратегией.
Охотнее всего российские НКО помогают детям (36% средств) и другим социально уязвимым группам населения (16%). На культуру, медицину и образование жертвуют 10, 9 и 9% соответственно.
Крупные доноры обеспечивают от 20 до 40% сборов российских НКО. И тем не менее авторы исследования констатируют, что НКО не работают с состоятельными филантропами системно: нет четких критериев для их сегментации, принципов и правил работы. Развитие этого направления, считают исследователи, может существенно увеличить объем собираемых НКО средств. В то же время они прогнозируют, что в 2022 г. объем пожертвований без учета КСО может уменьшиться на 30—40% по сравнению с прошлым годом.
«Мы видим, что российская благотворительность на сегодняшний день — это в первую очередь эмоциональный отклик, готовность помочь тем, кому сегодня это нужнее всего. Мы видим свою задачу как банк в том, чтобы выстраивать системную благотворительность. Это развитие эндаументов, продвижение регулярных пожертвований и другие технологические решения, которые сделают системные пожертвования удобными и доступными для всех и позволят развивать индустрию благотворительности на другом уровне, наращивая объемы и расширяя сферы влияния», — сообщает Евгения Тюрикова, глава Sber Private Banking.
В исследовании приняли участие десять банков из топ-20 в России по размеру активов. Более 40 НКО были проинтервьюированы, еще 37 использовались для сравнения. Также проведено десять глубинных интервью с состоятельными филантропами, обработано 1250 анкет респондентов.
С полной версией исследования можно ознакомиться на сайте Sber Private Banking.