Шопинг 50+ имеет свои особенности

| новости | печать

В частности, людям старшего возраста покупки приносят меньше удовольствия, чем молодежи, показало исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения совместно с порталом «Баба-Деда» об экономических установках россиян старше 50 лет.

Эксперты ВЦИОМ напоминают, что численность людей старше 50 лет в общей структуре населения увеличивается во всем мире, в том числе и в России. Сегодня их доля в нашей стране составляет 36%, то есть каждый третий. За 20 лет прирост составил 7% (2002 г. — 42,3 млн человек; 2022 г. — 52 млн человек)

Авторы исследования констатируют, что интенсивность потребления товаров и услуг среди «серебряного» поколения ниже, а структура потребления — иная. А вся большая аудитория «серебряного» возраста неоднородна, и дифференцируется по уровню потребления.

Чаще всего россияне за последний год покупали электронику (37%), обращались за платными медицинскими услугами (35%), посещали кафе и рестораны (31%), приобретали товары для своих увлечений и хобби (28%), заказывали готовую еду (27%), покупали товары для дачи (26%), проводили досуг в музеях, театрах, кинотеатрах (25%) и тратили деньги на путешествия и экскурсии (23%).

Если в общей структуре населения отмечают, что не покупали ничего из перечисленного за последний год 21%, то среди молодежи 18 — 34 лет таковых 12%, а среди тех, кто старше 65 лет, — 44%. По своим потребительским запросам 50 — 64-летние ближе к среднему и молодому возрасту, тогда как 65+ уже заметно отличаются в сторону снижения потребления по всем изучаемым товарам и услугам.

После 50 лет на первое место выходят платные медицинские услуги (36–23%), среди приоритетных трат также траты на товары для дачи (29–20%).

Молодежь и люди среднего возраста активнее вовлечены в разнообразные форматы маркетплейсов и онлайн-продаж. Однако эксперты ВЦИОМ считают, что вовлеченность «серебряного» поколения в покупки и заказ услуг через интернет будут расти. За период 2017 — 2021 гг. доля граждан старше 50 лет, использовавших интернет для заказов товаров и (или) услуг, выросла с 22 до 33%.

Также исследование показало, что потребление для пожилого поколения и молодежи, среднего возраста — это не одно и то же. После 50 лет покупки реже приносят радость и любые другие положительные эмоции, но чаще — разочарование и грусть. Если среди 18 — 34-летних положительные эмоции испытывают 89%, то среди «серебряного» поколения — 53%.

Структура доходов пожилых россиян заметно отличается от доходов людей молодого и среднего возраста. В целом у населения основными являются два источника доходов — заработная плата (60%) и социальные выплаты (46%). Для молодежи 18 — 34 лет большую роль играет материальная помощь от родственников (20%). Доход от собственного бизнеса имеют 11% в группе 35 — 49-летних. После 50 лет структура доходов меняется, заметно возрастает доля тех, кто получает социальные выплаты: 58% в группе 50 — 64 лет и 96% в группе старше 65 лет. При этом после 65 лет только 10% отмечают, что имеют доход в виде заработной платы. То есть в «серебряном» возрасте пенсия становится основным источником дохода. Для россиян старше 50 лет также характерно использование дохода от дачного участка и личного подсобного хозяйства, в их структуре доходов он занимает третье место (15—16% против 3—7% среди молодежи и среднего возраста).

Эксперты ВЦИОМ делают интересный вывод, что с возрастом материальная поддержка со стороны родственников не становится актуальнее, то есть на данном этапе для российского общества характерен тренд «родители помогают детям», а не наоборот.