Начался новый этап реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО

| новости | печать

Российский союз автостраховщиков (РСА) приводит примеры, каким может быть разброс тарифов для автовладельцев, доказывающие, что ездить аккуратно — выгодно.

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев напоминает, что расширение тарифного коридора в ОСАГО позволит сдержать рост цен на полисы для аккуратных водителей на фоне резкого увеличения выплат по обязательной «автогражданке», вызванного повышением цен на запчасти. Так, после вступления в силу 19 июня обновленных справочников запчастей средняя выплата по ОСАГО только за один месяц выросла сразу на 13% и составила в июле 80,8 тыс. руб. При этом средняя цена ОСАГО растет существенно более медленными темпами: за семь месяцев 2022 г. она выросла примерно на 10%, до 6,2 тыс. руб., отмечает руководитель РСА.

Он подчеркивает, что более широкий тарифный коридор позволит страховщикам устанавливать более точные тарифы как для аварийных, так и для безаварийных водителей.

«Автовладельцев, как правило, не становящихся виновниками ДТП, на дорогах большинство — так, по данным РСА, более 90% автовладельцев имеют скидку по системе “бонус-малус”. А каждый третий водитель имеет максимальную скидку в размере 54%, то есть не был виновником аварии в течение десяти лет или более», — сообщает Е. Уфимцев.

В зависимости от степени аварийности автовладельца стоимость его полиса ОСАГО может отличаться в несколько раз.

РСА приводит следующие примеры.

Собственник автомобиля живет в Москве (КТ = 1,8), ездит на автомобиле Форд Фокус (мощность двигателя — 125 л.с., КМ = 1,4). Покупает полис ОСАГО сроком на год, при этом период использования не ограничивает. В полис вписан только он один.

  1. Водитель — новичок, ему 18 лет, стаж вождения отсутствует, первый год страхования: стоимость полиса ОСАГО для него составит 50 431 руб. при условии, что страховщик установит для него максимальную базовую ставку из возможных.
  2. Водителю 42 года, его стаж вождения — 21 год. При этом он регулярно нарушает правила дорожного движения и несколько раз в год становится виновником ДТП. Можно ожидать, что страховщик также применит для него верхнюю границу базовых ставок из коридора и стоимость полиса ОСАГО для него составит 67 734,71 руб.
  3. Водителю 42 года, его стаж вождения — 21 год, в течение 15 лет он ни разу не становился виновником аварии. Стоимость полиса ОСАГО для него составит 1736 руб., если страховщик выберет минимальный базовый тариф как для аккуратного безаварийного водителя.
  4. «Усредненный» автовладелец: водителю 31 год, его стаж вождения — 12 лет, он становится виновником аварии один раз в несколько лет. Можно смоделировать, что страховщик возьмет среднюю базовую ставку страхового тарифа, и тогда стоимость полиса ОСАГО для него составит 7480 руб.

«В июле инфляция, по данным Банка России, составила 15,1%. При этом если рост средней выплаты вполне соответствует этому показателю и даже его опережает — против 68,1 тыс. руб. летом прошлого года в июле этого она составила 80,8 тыс. руб., увеличившись на 19%, то рост средней премии по ОСАГО от инфляции заметно отстает. Причина — в огромной конкуренции страховщиков за безубыточных автовладельцев. Этот же фактор сыграет и сейчас: после расширения тарифного коридора на 26% страховщики получат возможность не компенсировать свои убытки от аварийных водителей за счет безаварийных, а устанавливать каждому справедливый тариф», — комментирует сказал Е. Уфимцев.

ВСС напоминает, что реформа по индивидуализации тарифов по ОСАГО началась в январе 2019 г., когда Банк России расширил тарифный коридор по обязательной «автогражданке» на 20% вверх и вниз. Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежних четырех. Это привело к резкому росту конкуренции между страховыми компаниями за безаварийных водителей, в результате которого по итогам 2019 г. средняя цена ОСАГО снизилась на 5%. В последующие три года, когда продолжалась реформа по индивидуализации тарифов, средняя цена полиса ОСАГО оставалась на уровне около 5,5 тыс. руб., несмотря на кризисные для всей экономики явления, вызванные эпидемией коронавируса.