Истоки досудебной санации в законодательстве, а также особенности проекта закона от Минэкономразвития

| новости | печать

На Федеральном портале проектов нормативных актов (ID 02/04/06-22/00128060) размещен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (далее — проект).

Маргарита Сидорова, старший юрист юридической фирмы Клифф, проанализировала истоки досудебной санации в законодательстве, а также особенности проекта закона от Минэкономразвития РФ.

В настоящее время применительно ко всем должникам санации посвящены  абз. 12 ст. 2 и ст. 31 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве). В то же время, процедура, сроки, ответственность лиц, участвующих в санации должника, контроль за их действиями, указанными нормами не регламентируются. Соответственно, в случае принятия законопроекта пробел в части правового регулирования досудебной санации по идее должен быть устранен.

 Проектом предусмотрен открытый перечень мер по предупреждению банкротства должника. Среди которых есть, например, обязанность должника раскрывать кредиторам сведения о наступлении определенных обстоятельств. При этом о каких именно обстоятельствах идет речь в проекте не указано.

В качестве возможных мер по предупреждению банкротства также указана обязанность:

- должника совершать определенные соглашением о досудебной санации сделки с согласия кредиторов;

- кредиторов воздержаться от подачи заявления о признании должника банкротом и от предъявления исполнительных документов в течение установленного таким соглашением срока и т.д.

Очевидно, что не все кредиторы должника будут участвовать в заключении соглашения о досудебной санации и будут заинтересованными, например, в отказе от подачи заявления о признании должника банкротом. Тогда встает вопрос о распространении данной сделки на требования иных кредиторов.

В проекте определено, что соглашение о досудебной санации может предусматривать его распространение на кредиторов, не участвовавших в заключении соглашения.

 Указанный пункт соответствует ранее выработанной позиции ВС РФ о том, что соглашение о внесудебной санации не является межкредиторским соглашением, которое не создает обязанности для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 10 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований, контролирующих должника и аффилированных с ним лиц, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020).

При этом арбитражный суд откажет  в утверждении соглашения о досудебной санации, если будет доказано, что не участвовавшие в его заключении кредиторы будут поставлены в худшее положение по сравнению с тем, как если бы должник был признан банкротом и его имущество немедленно было реализовано в ходе конкурсного производства.

На практике может возникнуть ситуация, когда для одних кредиторов интереснее воздержаться от банкротства должника, а кто-то захочет получить удовлетворение своих требований здесь и сейчас. Соответственно, на что должен опираться суд при утверждении/отказе в утверждении соглашения, на пресловутые добросовестность и разумность?

В силу положений проекта, если вопрос об утверждении досудебного соглашения о санации не подлежал рассмотрению судом и (или) не был ранее рассмотрен судом, то суд при рассмотрении обоснованности заявления кредитора, в том числе не участвовавшего в его заключении, о признании должника банкротом отказывает во введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, если такое соглашение соответствует определенным условиям. Так в заключении соглашения должны участвовать кредиторы, которым на дату утверждения судом соглашения о досудебной санации принадлежит более трех четвертей от общего размера обязательств должника перед такими кредиторами.

То есть, если кредиторы, участвовавшие в заключении соглашения, и должник примут решение о неутверждении соглашения судом, то кредитор, у которого менее трех четвертей от общего размера обязательств должника, и не участвовавший в заключении соглашении, фактически лишится права на заявление возражений касательно такого соглашения.

Далее, заявление о досудебной санации рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ для рассмотрения искового заявления, с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве. Представляется, что соглашение о досудебной санации, если оно будет утверждаться судом, по своей правовой природе ближе к мировому соглашению, которое суд утверждает в рамках имеющегося судебного разбирательства. Но тогда не совсем очевидно каким образом процедура утверждения соглашения о досудебной санации будет реализовываться с учетом положений АПК РФ об исковом производстве.