Итоги года: государственная кадастровая оценка и изменения правового режима ООПТ

| новости | печать

В материале рассмотрим основные изменения в законодательстве в сфере земли и недвижимости, по состоянию на 24.12.2021

Государственная кадастровая оценка

01.01.2021 вступили в силу отдельные изменения в Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (Федеральный закон от 31.07.2020 N 269-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»):

1. Государственный мониторинг проведения государственной кадастровой оценки

Теперь действует новая редакция ст. 9, регулирующей порядок федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки без проведения проверок. Согласно закону наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется посредством анализа сведений и материалов о деятельности либо действиях уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, бюджетного учреждения.

2. Определение кадастровой стоимости

Масштабным изменениям подверглась ст. 14. В новой редакции закреплены ценообразующие факторы, влияющие на результаты определения кадастровой стоимости, уточнен порядок действий бюджетного учреждения при составлении отчета по результатам определения кадастровой стоимости и предоставлении замечаний к нему.

3. Рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости

Вступила в силу новая редакция ст. 21, согласно которой пересчет кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть осуществлен уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и без соответствующего заявления юридического или физического лица. При этом право подачи такого заявления у граждан и бизнеса сохраняется, однако распространяется теперь на любых физических и юридических лиц, а не только тех, чьи права или обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости.

Кроме того, установлено, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается. Кадастровая стоимость может быть пересчитана как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Изменения правового режима ООПТ

10.01.2021 вступил в силу Закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 30.12.2020 N 505-ФЗ), уточняющий положения о правовом режиме земель в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий.

Согласно действующему законодательству к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, памятников природы, национальных, природных дендрологических парков, ботанических садов.

В отношении указанных земель Законом внесены следующие изменения:

  •  установлено, что оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. При этом уточнено, что данные земельные участки могут находиться как в публичной собственности, так в частной собственности, а также относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена;
  • снят запрет на приватизацию земельных участков, расположенных в расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков. (При этом отчуждение земельных участков в границах государственных заповедников по-прежнему недопустимо);
  • законодательно зафиксировано, что земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов;
  • закреплено, что применительно к населённым пунктам, включённым в состав особо охраняемых природных территорий, виды разрешённого использования земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства теперь устанавливаются правилами землепользования и застройки.

Законом также уточнены порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, особенности согласования проекта генерального плана в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий в отношении территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения.

Помимо этого, в отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, связанные с порядком выдачи разрешений на строительство, перечнем объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня и другие.

Стоит отметить, что новеллы ст. 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 27 и 95 ЗК РФ применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.