По сведениям экспертов, с января по сентябрь средняя цена легковых автомобилей в России выросла примерно на 20% и у нового автомобиля приблизилась к 2 млн руб., а у подержанного превысила 600 тыс. руб.
Среди главных причин участники рынка и аналитики называют дефицит автомобильных чипов, который вызвал перебои в производстве и привел к росту цен производителей. Но все эксперты называют еще одну причину в российских дилерских центрах сейчас почти невозможно без ожидания в несколько месяцев купить автомобиль в стандартной комплектации. В салонах покупателям предлагают только автомобили с дополнительными опциями. Они добавляют к рекомендованной производителем цене сотни тысяч рублей. Как подсчитал «Коммерсант», с 2019 г. объем допов при покупке автомобиля в среднем вырос в пять раз, достигнув 200–400 тыс. руб. на машину. Еще в порой покупатели жалуются и на невозможность купить машину за наличные - только на оформленный у автодилера кредит.
Итог: финансовые показатели автодилеров в I полугодии росли быстрее рынка. По данным The Bell, продажи новых автомобилей «в штуках» в России в первом полугодии выросли на 37%, а выручка топ-50 крупнейших дилеров подскочила в 2,5 раза, до 1,2 трлн руб. Сводной статистики за третий квартал еще нет. По этому поводу аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов говорит: «В этом году авторынок — рынок продавца… Товарные запасы у дилеров не растут, машины очень быстро распродаются. Некоторые покупатели вынуждены ждать по несколько месяцев, чтобы приобрести автомобиль. Этим во многом объясняется и негатив, который начинает появляться в отношении дилеров. Когда существует общий дефицит машин, в самих дилерских центрах остаются в наличии только дорогие автомобили с большим количеством дополнительных опций». Сами дилеры признают, что если раньше с «допами» продавалось 20-30% автомобилей, то теперь 99%».
Автомобильный журналист Андрей Осипов рассказал «ЭЖ» о результатах своего исследования проблемы. По его словам, люди сообразительные, взглянув на прайсы с допами, уходят на рынок б/у.
«Конечно, за первичным подтягивается и вторичный рынок, что абсолютно логично: повышенный спрос подстегивает цены. Но все же на вторичке они остаются прозрачными, не отягощенными ненужными опциями, да и поторговаться всегда можно. Логичным выглядит и рост числа кредитов на бывшие в употреблении автомобили, - говорит А. Осипов. – Интересно, как обстоят дела с выбором. Казалось бы, он должен сузиться – около 90% всего вторичного автомобильного рынка России, по крайней мере последние лет десять, занимали машины, проданные новыми внутри страны. Спектр предложений действительно сократился. Но тут ожили перегонщики, о которых мы успели почти забыть.
Оценив вторичку, они взяли калькуляторы, и быстро поняли – дело вновь становится доходным. С массовой электрификацией Старого Света на более «оборотистом» европейском рынке многие модели, даже с учетом дорогой таможни, ввозить стало выгодно. Простой пример, 3-5 летняя Skoda Octavia из Европы, в зависимости от типа кузова, двигателя и коробки передач, обойдется, с учетом всех затрат на растаможку и доставку, примерно в 12-17 тыс. евро (1-1,4 млн. руб). У нас же за подобный автомобиль на вторичном рынке попросят от полутора до двух миллионов, как минимум.
Если же бюджет на покупку превышает пару миллионов, или хочется чего-то экзотического (тем более, для души), в таком случае импорт машины становится еще более привлекательным, а главное – разумным. Машины из Европы или США (вспомните 90-е) предлагаются в лучшем техническом состоянии и с более прозрачной историей. Даже простое сравнение цен и состояния машин по объявлениям в Интернете приводит к неутешительному выводу – там – выгоднее».
По мнению экспертов, ситуация нормальная. За последние пять лет с российского рынка исчезло более двухсот моделей разных брендов. Перегонщики могут легко заполнить образовавшийся пробел, если спрос будет.