«Ковидные» ограничения резко усилили в январе сезонный рост «свободных денег»

| новости | печать

По подсчетам исследовательского холдинга «Ромир», в январе 2021 г. объем «свободных денег» в российских семьях вырос на 82% по сравнению с декабрем 2020 г. Эксперты холдинга резонно считают, что в данном случае сезонный рост показателя значительно усилили карантинные ограничения.

«Ромир» разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) — показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей. Для расчета индекса «свободных денег» все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств — необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные).

К необходимым относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;
  • непродовольственные товары повседневного спроса;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • бытовые услуги;
  • медицинские услуги;
  • услуги пассажирского транспорта;
  • услуги связи;
  • обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примеров желательных (вторичных) эксперты «Ромира» приводят затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, а также другие виды товаров и услуг.

Показатель января 2019 г. принят за исходную точку для расчета индекса.

Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами в январе 2021 г. объем «свободных денег» в среднестатистическом российском домохозяйстве вырос на 22% по сравнению с январем 2020 г. — до максимального для января уровня за всю историю измерения индекса.

«Индекс обладает ярко выраженной сезонностью: в январе он принимает самые высокие за год значения. В этом году эффект был усилен снизившимися из-за ограничений возможностями трат на новогодний праздниках», — комментирует результаты исследования исполнительный директор холдинга «Ромир» и Mile Group Инна Караева.