После вручения Сечиным бутылки нефти Путину стало известно о новой налоговой просьбе нефтяников

| новости | печать

Как сообщило во вторник, 18 августа агентство РИА Новости, глава «Роснефти» Игорь Сечин принес на встречу с президентом Владимиром Путиным бутылку нефти и подарил ее главе государства. Игроки нефтяного рынка и аналитики после встречи стали гадать: зачем, что хотел И. Сечин, что ему было обещано? Возможно, в среду, 19 августа, ответ был получен после обнародования информации о просьбе нефтяников повременить с повышением налогов.

Официальная информация о встрече, как и полагается, ответов не давала. Цитировались слова И. Сечина, которые он произнес при вручении В. Путину бутылки нефти: «С большей радостью хотел бы передать вам первую нефть, добытую на 31-й скважине Западного-Иркинского месторождения… нефть в бутылке - премиальная, одна из лучших в мире… Содержание серы в смеси составляет всего 0,02%, что лучше, чем на Ближнем Востоке».

Далее следовали слова про упорную работу, громадные планы и отличные перспективы. Приводились цифры, свидетельствующие о достижениях. И. Сечин говорил, что стоимость каждого барреля такой нефти, как в бутылке для В. Путина, на 11 долл. превышает цену Brent. И. Сечин успокаивал В. Путина рассказом про то, что «Сокращение мировой экономики, российской экономики, связанные с этим ограничения добычи в рамках договоренностей ОПЕК плюс - рано или поздно эта ситуация пройдет, и мировая экономика будет расти, и российская будет расти». Глава «Роснефти» доложил, что компания самостоятельно начала бурение в Карском море, запустила проект «Восток ойл», активно работает на Таймыре. К выходу мировой экономики из кризиса его компания, по словам И. Сечина, готовится в 2023-24 гг. К этому сроку «Роснефть» сможет выйти с новыми объемами на рынки.

Во всей этой информации не было ничего про то, что просил И. Сечин, что обещал В. Путин.

В среду же, 19 августа, стало известно, что руководители крупнейших нефтяных компаний пожаловались президенту России на попытки Минфина изменить параметры налога на дополнительный доход (НДД). Судя по имеющейся информации, пожаловались письменно. «Коммерсант» сообщил, что В. Путин поставил на письме резолюцию вице-премьеру Юрию Борисову «рассмотреть и представить предложения».

Может быть, как раз об этой жалобе не Минфин и говорил, прежде всего, И. Сечин с В. Путиным, и после этого разговора Ю. Борисов получил отмашку начать разбор минфиновской инициативы.

В своей жалобе компании предлагают не менять утвержденные параметры НДД и НДПИ до 2025 г. Письмо подписали главы «Роснефти» Игорь Сечин, «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Татнефти» Наиль Маганов и «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов. СМИ полагают, что инициатором обращения была «Роснефть».

Доводы компаний: предложенные Минфином изменения за десять лет приведут к снижению добычи нефти на 600 млн тонн, падению доходов бюджета на 4,5 трлн руб. и потере 35 тыс. рабочих мест.

О том, что Минфин разослал в профильные министерства законопроект о пересмотре параметров налога на дополнительный доход для нефтяных компаний, который позволит дополнительно собрать с них около 200 млрд руб. за три года, стало известно еще 3 августа. Тогда стало ясно, что предлагаемые изменения в основном затронут «Газпром нефть» и «Роснефть», хотя законопроект ухудшает условия налога для всех групп месторождений.

Теперь нефтяные компании в обращении отметили, что Минфин снова «изменяет правила налогообложения в нефтяной отрасли, нарушая принцип финансовой стабильности». Отрасль ожидала, что оценка эффективности и возможная корректировка условий НДД будут проведены спустя 5 лет после начала эксперимента в 2019 г. Нефтяники считают НДД эффективным и заявляют, что дополнительные инвестиции в месторождения, перешедшие на этот режим, составили 110 млрд руб. Дополнительные доходы бюджета за пять лет действия НДД компании оценивают в 180 млрд руб., но бюджетный эффект в 2019 г. в письме не указали.

Система НДД применяется с 1 января 2019 г. к четырем группам месторождений. Первая группа: участки, расположенные полностью или частично в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе (НАО), севернее 65-го градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), в пределах российской части дна Каспийского моря при условии, что степень выработанности запасов нефти на участке недр не превышает 5%, либо запасы нефти по такому участку недр впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2017 г. Вторая группа - месторождения, на которые в настоящий момент распространяется льготная ставка экспортной пошлины. В третью группу входят участки Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), ЯНАО, республики Коми со степенью выработанности запасов нефти не менее 10%, но не более 80%, если по состоянию на 1 января 2017 г. участок недр находился в разработке не менее шести лет. При этом совокупная добыча нефти и газового конденсата за 2018 г. по всем участкам недр не должна превышать 15 млн тонн. Данные участки будут являться «пилотными». На них будет отрабатываться система НДД для анализа того, как в дальнейшем распространить систему на всю нефтяную отрасль. Анализ может занять около пяти лет. Четвертая группа - участки в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Коми со степенью выработанности запасов нефти не более 5%, с начальными извлекаемыми запасами нефти менее 30 млн тонн. При этом общий суммарный размер запасов этой группы месторождений не должен превышать 150 млн тонн. По четвертой группе был составлен перечень участков, в который попало в общей сложности 39 месторождений.