«Докарантинные» потребительские ожидания Россиян повысились

| новости | печать

Очередной ежеквартальный замер, проводимый Росстатом, показал повышение потребительских ожиданий населения в I квартале текущего года. К сожалению, данный опрос проводился до того, как ситуация с коронавирусом получила печальный оборот.

Представляя итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за I квартал 2020 г., Росстат делает принципиальную оговорку — опрос респондентов проводился в прошлом феврале. То есть нужно учитывать, что данные ожидания в России еще не были омрачены пандемией коронавируса и его последствиями для экономики и личной жизни россиян.

Итак, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличился на 2 п.п. и составил (–11%). В I квартале 2020 г., отмечают статистики, достигнуто лучшее значение показателя за период с III квартала 2018 г. по I квартал 2020 г.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. возрос на 4 п.п. и составил (–5%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличилась до 20% (в IV квартале 2019 г. — 16%). Удельный вес негативных оценок снизился до 27% (29% соответственно). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, уменьшилась до 50% (52%).

Удельный вес респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличился среди молодого поколения (16—29 лет) на 7 п.п., среди лиц среднего возраста (30—49 лет) — на 3 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) — на 5 п.п.

Индекс произошедших изменений в экономике России в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. возрос на 4 п.п. и составил (–12%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, в I квартале 2020 г. по сравнению с долей респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, в IV квартале 2019 г. возросла на 2 п.п. и составила 15%. Удельный вес отрицательных оценок снизился до 34% против 38% кварталом ранее. Доля нейтральных оценок увеличилась на 1 п.п. — до 50%.

Удельный вес респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, возрос среди молодого поколения (16—29 лет) на 10 п.п., среди лиц среднего возраста (30—49 лет) — на 4 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) — на 2 п.п.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2020 г. возрос и составил (–3%) против (–5%) в IV квартале 2019 г.

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, в I квартале 2020 г. возросла до 13% против 12% в предыдущем квартале. Удельный вес нейтральных оценок увеличился до 67% (в IV квартале 2019 г. — 65%), доля негативных оценок снизилась до 17% (19% соответственно).

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, среди молодого поколения (16—29 лет) снизилась на 1 п.п., среди лиц среднего возраста (30—49 лет) возросла на 6 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) не изменилась.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличился на 2 п.п. и составил (–8%).

Удельный вес респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в I квартале 2020 г. по сравнению с долей респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в IV квартале 2019 г. возросла на 2 п.п. и составила 12%. Доля нейтральных и отрицательных оценок снизилась на 1 п.п. и составила 61 и 27% соответственно.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, возросла среди молодого поколения (16—29 лет) на 6 п.п., среди лиц среднего возраста (30—49 лет) — на 4 п.п., среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) — на 1 п.п.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок и индекс благоприятности условий для сбережений не изменились и составили в I квартале 2020 г. (–24%) и (–34%) соответственно.

Росстат также отмечает, что значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза находятся преимущественно в отрицательной зоне. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в феврале 2020 г. отмечены в Болгарии (–21,2%), Италии (–13,7%), Словении (–12,9%), Словакии (–9,2%), Бельгии (–8,6%). В положительной зоне за аналогичный период находились показатели только по пяти странам ЕС: Мальта (7,9%), Дания (4,5%), Литва (3,9%), Эстония (0,8%) и Ирландия (0,3%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В феврале 2020 г. по сравнению с февралем 2019 г. наблюдалось улучшение показателя по таким странам, как: Греция на 28,5 п.п., Румыния — на 6,8, Болгария на — 5,4, Хорватия — на 4,8 и Великобритания — на 4,6 п.п. В большей степени ухудшение показателя зарегистрировано по следующим странам: Словения на (–6,1) п.п., Польша на (–6,0), Чехия на (‑5,5), Испания на (–2,5) и Германия на (–2,4) п.п.

Показатель по Российской Федерации в I квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2019 г. улучшился на 6,0 п.п.

Очень сомнительно, что результаты обследования потребительских ожиданий населения за II квартал 2020 г. покажут аналогичный позитив.