Никто не хочет покупать у Glencore и BP «грязную нефть»

| новости | печать

Как сообщает Reuters, трейдер Glencore и BP погрузили загрязненную хлорорганическими соединениями нефть Urals на танкеры в порту Усть-Луга более трех месяцев назад, однако их попытки найти конечных покупателей на это сырье до сих пор не увенчались успехом.

В конце апреля произошел инцидент с загрязнением российской нефти хлорорганикой в нефтепроводах Транснефти. Были заражены около 5 млн т. российского экспортного сорта. По крайней мере половина этого объема была отгружена конечным потребителям, напоминает Reuters, многие из которых до сих пор не смогли утилизировать или перепродать эту нефть. Хлорорганика в нефти в высоких концентрациях наносит серьёзный ущерб перерабатывающим заводам, способствуя образованию коррозии и преждевременному износу оборудования.

В результате кризиса поставки нефти РФ в Европу по трубопроводу Дружба были временно приостановлены, а покупатели Urals в порту Усть-Луга получили 15 партий зараженной нефти объемом по 100 тыс т. каждая. Теперь, по данным источников Reuters, по крайне мере 600 тыс т. зараженной нефти Urals, отгруженной из Усть-Луги в конце апреля – начале мая, остаются на воде. Из этого объема 500 тыс т. приходится на Glencore: на VLCC Amyntas находятся порядка 300 тыс т. и по 100 тыс т. - на танкерах Searanger и Searuby. Это показали данные трейдеров и системы Refinitiv Eikon. У BP остается 100 тыс т. нефти Urals с повышенным содержанием хлорорганики на танкере Fsl Shanghai. Компания пыталась продать эту партию на тендере ранее в августе, но не нашла покупателя. BP и Glencore приобрели партии зараженной нефти у Роснефти.

Как сообщает Reuters, BP и Glencore отказались от комментариев. Роснефть просто не ответила на запрос агентства.

Однако известны правила - пока компании не продадут грузы, они не могут обратиться к продавцам за компенсацией потерь. «Транснефть» заявляла, что покупатели должны выставить претензии к продавцам нефти, а те могут выставить их трубопроводной монополии.

До сих пор о компенсации с «Транснефтью» договорились лишь казахстанские производители, которые отгружают нефть транзитом через РФ в порту Усть-Луга. Сумма компенсации для них согласована на уровне 15 долл. за баррель. По данным трейдеров, помимо казахстанских компаний за компенсацией к российским продавцам нефти пока никто не обращался.

Пока танкеры не могут на просторах мирового океана найти пункт выгрузки груза, продолжается суд на теми, кто подозревается в порче российской нефти. На суде над бывшим собственником компании «СамараТрансНефть-терминал» Романом Трушевым, объявленным следствием в розыск, звучат любопытные выступления.

Например, главный редактор газеты «Промышленные ведомости» Моисей Гельман, который представляет интересы Р. Трушева, говорил так: «Производительность узла, через который якобы сливалась грязная нефть, номинальная — 1 млн тонн в год. На самом деле обрабатывалось там вполовину меньше. Чтобы закачать 5 млн тонн нефти при концентрации 200 граммов хлорорганики на тонну, несложные арифметические подсчеты показывают, что для этого понадобится почти шесть лет. И дальше сама производительность этого нефтепровода «Дружба» не позволяет прокачать 5 млн тонн нефти за две недели. Почему две недели? Если мы посмотрим на дату официального оповещения — 19 апреля — то, исходя из скорости потока нефти, а он составляет шесть-восемь километров в час, то этот поток достиг Мозырского НПЗ через 12 суток. Поэтому, когда глава «Транснефти» заявил, что они только один раз в десять дней проверяют качество нефти, возник вопрос: если нефть шла 12 дней, то вы либо не проверили, либо сам глава «Транснефти» не в курсе того, какова технология прокачки».

Редакция Business FM обратилась в «Транснефть» по этому вопросу, но там от комментариев отказались.