1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать | 435

Криптоактивы нуждаются в налоговом регулировании

30 июля в Центральном аппарате Ассоциации юристов России состоялось заседание Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения АЮР. В заседании приняли участие члены Комиссии и Центрального аппарата АЮР, руководящие сотрудники ФНС России, представители Международной налоговой Ассоциации, Организации экономического сотрудничества и развития, экс-судьи, юристы, консультанты, а также представители бизнеса и научного сообщества. Эксперты обсудили глобальные тенденции налогообложения операций с криптоактивами, а также возможные подходы к регулированию данных сущностей в российском правовом поле с учетом принятых поправок в Гражданский кодекс, а также закона о краудфандинге.

Осенью 2019 г. вступают в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, которые вводят в оборот новую правовую сущность — «цифровые права». Недавно Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект «о краудфандинге». Однако профильный закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА) до сих пор находится на рассмотрении. По словам парламентариев, его принятие ожидается в лучшем случае осенью 2019 г. При этом ранее высказывалась точка зрения, что даже в случае принятия закона о ЦФА вопросы налогообложения специального регулирования не получат.

Как подчеркнул член Комиссии, д.ю.н., профессор и заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Илья Ильич Кучеров, с точки зрения легитимации криптовалюты, первоочередной задачей являются вопросы налогообложения. В частности, необходимо чётко определить объекты налогообложения, то есть те юридические факты, которые обусловливают возникновение налоговой обязанности.

Эксперты Комиссии сошлись во мнении о необходимости применять умеренно-либеральный подход к налогообложению криптоактивов, поскольку чрезмерное регулирование данной сферы приведет к уходу ее в «серую» и «черную» зоны экономики, и к несоизмеримым потерям бюджета.

По мнению участников заседания, оборот новых цифровых сущностей в ближайшее время будет подчиняться общим правилам налогообложения имущественных прав, что может привести к многочисленным затруднениям на практике.

Участники заседания Комиссии обсудили мировой опыт регулирования данной сферы, предложены отдельные правки в отечественное законодательство о налогах и сборах, обозначен круг вопросов, требующих первостепенного внимания законодателя.

По словам партнера юридической компании Taxology, зампредседателя Комиссии Михаила Успенского, курировавшего аналитический блок при подготовке к заседанию, крайне высокий уровень правой полемики был обеспечен за счет привлечения налоговых профессионалов экстра-класса, без преуменьшения настоящих звезд налогового права страны.

Обобщая международный опыт регулирования, вице-президент Международной налоговой ассоциации, к.ю.н. Виктор Александрович Мачехин отметил, что зарубежный опыт в сфере налогообложения цифровых активов свидетельствует скорее о необходимости выработки собственной национальной концепции налогообложения таких активов в России, исходя из приоритетов и особенностей налоговой политики нашей страны.

В качестве базовой рекомендации эксперты предложили для целей налогообложения прировнять все виды токенов (как цифровых прав, прямо упомянутых в качестве таковых в российском законе, так и прочих токенов/монет, выпущенных на нелицензируемых в РФ открытых блокчейнах) к имущественным правам.

По мнению председателя Комиссии, управляющего партнера юридической компании «ЭБР» Александра Журавлева, данная мера позволит стабилизировать оборот за счет унификации учетных правил, а также поспособствует более полному и достоверному отражению новых сущностей в налоговом и бухгалтерском учете.

Одним из наболевших вопросов для индустрии является проблема денежного выражения цифровых финансовых активов в налоговом учете. Данный вопрос предлагается отдать на откуп самим налогоплательщикам, которые смогут выбрать оптимальные для себя правила, и закрепить их в учетных политиках. Ключевое требование: неизменность источника информации на момент получения и выбытия цифровых прав, что позволит избежать налоговых злоупотреблений.

Для «иностранных» токенов (цифровых прав, обращающихся вне российских площадок и как следствие, не имеющих установленного курса в рублевом эквиваленте), как отметил Михаил Успенский, лучше всего следующий алгоритм: внутренний курс конкретной цифровой монеты должен быть сначала определен к биткоину, затем к доллару США, а после — к официальному курсу доллара США к рублю, установленному Банком России. Для этого предлагается использовать систему кросс-курсов, разрабатываемых Российской Ассоциацией Криптовалют и Блокчейна при непосредственном участии членов Комиссии.

Дмитрий Кириллов, руководитель практики налоговых споров, МЭФ Аудит, согласился со всеми участниками дискуссии в том, что полноценное правоприменение в сфере оборота цифровых финансовых активов и их налогообложения станет возможным только после принятия нормативной базы. «При этом потери времени на разработку идеальной нормативной базы намного более деструктивны, чем оперативное принятие не вполне совершенного законодательства и его доработка с учётом реальных проблем, возникающих на практике», — отмечает Кириллов.

Среди предложений, вызвавших наибольший отклик у аудитории, — полное освобождение от НДС операций с цифровыми правами, освобождение от подоходного налога граждан, отчуждающих цифровые активы после года непрерывного владения, а также преференции для майнеров.

Эксперты предложили распространить патентную систему налогообложения (ПСН) на майнеров — индивидуальных предпринимателей. Для использования льготного режима майнеру-ИП необходимо будет пройти аккредитацию в Министерстве цифрового развития, для чего можно задействовать инфраструктуру, которая в настоящий момент уже успешно применяется для предоставления льгот по страховым взносам для IT-компаний. Вместе с тем майнер должен будет указать конкретные реквизиты своего кошелька для получения преференций, что позволит налоговым органам контролировать предельный размер дохода, предусмотренный льготным режимом. В 2019 г. он примерно равен 90 млн руб.

Как отметили участники заседания, предлагаемые изменения в законодательство о налогах и сборах не являются исчерпывающими, призваны обозначить круг первостепенных вопросов, требующих внимания властей, и помогут избежать существенных расходов для специального администрирования и контроля налогообложения операций с криптоактивами, при этом будут обеспечивать регулярное пополнение бюджета государственной казны за счет уплаты иных налогов от доходов криптобизнеса на территории РФ. По итогам мероприятия будет подготовлено экспертное заключение с предложениями законодательных изменений в текст НК РФ, которое будет направлено в Минфин России, ФНС России, Банк России, Министерство цифрового развития, а также в Государственную Думу.