Долги российского бизнеса перед поставщиками растут

| новости | печать

Платёжная дисциплина российского бизнеса остаётся под давлением и имеет тенденцию к ухудшению, несмотря на оживление экономики РФ, пишет «Интерфакс» со ссылкой на данные бюро платёжных историй «СПАРК-Мониторинг платежей».

По данным Росстата, предприятия и организации увеличивали просроченную задолженность перед своими поставщикам в пяти из шести месяцев I полугодия 2018 г.: рост «дебиторки» поставщиков в разрезе «месяц к месяцу» составил в феврале 4,5%, в марте – 4,1%, в апреле – 9,1% и в июне – 1,9%. Исключением стал май, когда отмечалось снижение на 0,7% к апрелю.

Аналогичная картина складывается и на основании выборочных данных системы «СПАРК-Мониторинг платежей». Доля компаний, своевременно рассчитывающихся со своими поставщиками, снизилась во II квартале этого года на 5 процентных пунктов – до 69,2 % по сравнению с предыдущим кварталом, при этом на 5,3 процентного пункта, до 10,5%, возросла доля компаний с просрочкой оплаты более 60 дней.

Чем меньше масштаб бизнеса, тем хуже ситуация с платежами. В сегменте малого бизнеса доля компаний с просрочкой оплаты поставщикам более 60 дней увеличилась на 2,7 процентного пункта, среднего – на 2, крупного – только на 0,9.

Однако, показатели текущего года остаются всё же лучше прошлогодних. Если в I полугодии 2017 г. просроченная дебиторская задолженность, по данным официальной статистики, находилась в диапазоне 7,2-7,3%, то в январе - июне текущего – 6,0-6,5%. Аналогичную тенденцию показывают данные бюро: доля компаний с просрочкой оплаты более 60 дней (анализ сопоставимой выборки) по сравнению со II кварталом прошлого года снизилась на 3,7 процентного пункта.

В отраслевом разрезе снижение уровня расчётов с поставщиками продемонстрировали компании оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительного сектора, производства пищевых продуктов, сообщает бюро.

В перспективе, по мнению экспертов, в более выигрышной ситуации в части дисциплины платежей будут отрасли, где конечным потребителем выступают физические лица – товары повседневного спроса, продукты питания, бытовые услуги, электронная коммерция. В корпоративном секторе поставщики будут ориентироваться на отрасли со стабильным денежным потоком – например, государственные контракты, контракты государственных компаний и связанные с ними, зависимые от них поставки.