Меры миграционной политики как драйверы экономического роста более просты в разработке и реализации

| новости | печать

Влияние демографиче­ских волн, сокращающих долю молодых среди трудоспособного населения страны, сохранится до 2030 года. Это создает риски для технологиче­ского прорыва, которые необходимо минимизировать. Такой вывод содержится в аналитическом докладе «Миграционная политика: диагностика, вызовы и предложения», представленном сегодня в Центре стратегических разработок (ЦСР).

Его авторы утверждают, что даже если удастся существенно повысить производительность труда, увеличить занятость работников в возрасте 55 лет и старше, заменить ряд рутинных профессий роботами, всё равно страна не сможет компенсировать к 2030 году поте­ри более десяти миллионов трудоспособных. В связи с этим возрастает роль миграционной политики, поскольку её меры по сравнению с другими драйверами экономического роста окажутся более простыми в разработке и реализации.

«Недугами» осуществляемой ныне миграционной политики названы:

·         отсутствие последовательности в проведении миграционной политики. В бли­жайшей перспективе необходимо сформулировать ее цели и чётко следовать им на всех этапах формирования миграционного законодательства и в сфере пра­воприменения, не оглядываясь на сиюминутную конъюнктуру;

·         отсутствие чёткой системы дифференцированного отбора мигрантов. Наря­ду с недостаточно проработанной программой привлечения высококвалифи­цированных специалистов практически полностью отсутствует программа привлечения квалифицированных специалистов, обладающих дефицитными на российском рынке труда компетенциями. При этом следует учитывать, что сложность решения данных проблем связана не только с отсутствием и нераз­витостью механизма привлечения потенциальных работников, но и с низкой миграционной привлекательностью России, особенно за пределами постсовет­ского пространства;

·         отсутствие гибкого и прозрачного механизма получения вида на жительство и гражданства. У мигранта практически нет выбора стратегии пребывания в России — от краткосрочной до долгосрочной. Вид на жительство как самосто­ятельная категория не используется, а служит лишь как ступень к получению гражданства;

·         отсутствие политики интеграции в России, начиная от концептуальных ос­нов и заканчивая практически отсутствием институтов интеграции. Отказ от подобной политики в ближайшем будущем приведет к нарастанию ощущения «угрозы» со стороны «чужих» и возможному возникновению межэтнических конфликтов.

Необходима разработка интеграционных программ, направлен­ных на разные группы мигрантов: тех, кто намерен остаться в России, детей мигрантов, а также на принимающее общество и работу со СМИ, считают эксперты ЦСР.