1. Главная / Новости / Правовые беседы 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| правовые беседы | печать | 144

Как взыскать из пустой казны и другие сложные вопросы исполнительного производства в отношении государства

Добиться исполнения судебного решения о взыскании даже из пустой казны возможно: надо только дождаться когда она наполнится, рассказал Игорь Селионов, в недавнем прошлом занимавшим пост помощника директора Федеральной службы судебных приставов.

В ходе «Беседы о взыскании денежных средств с государства: как действовать истцу и чем поможет судебный пристав», организованной газетой «Экономика и жизнь» и Институтом развития гражданского законодательства обсуждались вопросы исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств из бюджетов разных уровней и бюджетополучателей и проблемы пересечения норм, регулирующих взыскание.

  • Государство является особым субъектом в исполнительном производстве, поэтому возможно отступление от общего порядка взыскания. В частности, судебным приставам-исполнителям может быть запрещено исполнять судебные решения в отношении казенных и бюджетных учреждений, а также взимать исполнительский сбор с публично-правовых образований Российской Федерации.

  • Иммунитет бюджетной системы РФ – это правовой режим, который позволяет взыскивать с государства, субъектов федерации, муниципальных образований, а также получателей бюджетных средств только на основании судебного акта. Правда из этого режима есть много исключений. Например, в рамках межбюджетных отношений взыскивать можно без суда.

  • Взыскание по актам налоговых органов может быть исполнено без суда.

  • Общего порядка взыскания с казны нет, есть гибкий механизм взыскания. На случай, если в федеральном бюджете не будет средств на исполнение судебного решения, предусмотрен механизм, согласно которому Минфин может вносить изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в Закон о бюджете.

  • Министерство финансов либо финансовый орган субъекта федерации или муниципального образования должны исполнить судебное решение по истечении трехмесячного срока.

  • Если пристав возбудил постановление, но не смог добиться исполнения взыскания с публичного образования или получателя бюджетных средств, то он может понести за это ответственность.

  • Кроме Службы судебных приставов есть иные органы, и организации, которые могут исполнять взыскание с публичных образований и бюджетополучателей. Например, Федеральное казначейство. У него есть возможность воздействовать на исполнимость судебного акта, останавливая операции по лицевым счетам получателей бюджетных средств.

  • Приставы могут обращать взысканию на средства получателей бюджетных средств в том случае, если они находятся на счетах в Центральном банке или в кредитных организациях. Но прежде них исполнение в отношении таких должников должны осуществить органы Федерального казначейства.

  • В отношении бюджетных учреждений исполнение производится сначала только через органы казначейства. Пристав вправе отказать в возбуждении исполнительного производства, если в деле нет отметки о том, что решение уже исполнялось казначейством, но в течение трехмесячного срока не было исполнено.

  • Если даже главный распорядитель бюджетных средств не довел еще средства до казенного предприятия, и оно не может исполнить решение суда, ответственность за неисполнение будет все равно нести казенное учреждение. Но в таком случае можно попробовать перевести взыскание на главного распорядителя.

  • Служба судебных приставов может обращать взыскание не только на денежные средства публичных образований, но и на иное имущество.

  • В отношении бюджетных учреждений судебный пристав может обращать взыскание не только на денежные средства, но и на движимое имущество, за исключением особо ценного движимого имущества. В отношении автономных учреждений взыскание можно обращать и на недвижимое имущество.

канал ЭЖ на YouTube