Потребительские ожидания россиян ожидаемо снизились

| новости | печать

Результаты выборочного обследования Росстатом потребительских ожиданий населения за IV квартал 2015 г. продолжили не радовать производителей потребительских товаров и розничную торговлю.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2015 г. по сравнению с III кварталом снизился на 2 п.п и составил –26%.

Снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов. При этом наибольшее снижение отмечается в оценках населением произошедших изменений в личном материальном положения и благоприятности условий для крупных покупок.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2015 г. снизился на 2 п.п. и составил –15% против –13% в III квартале.

В течение следующих 12-ти месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 16% опрошенных (в III квартале 2015 г. — 17%). Доля негативных оценок увеличилась до 37% (в III квартале — 35%). Считают, что экономическая ситуация в России не изменится, 39% опрошенных (42% соответственно).

Индекс произошедших изменений в экономике России снизился на 1 п.п. и составил –39%.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с III кварталом 2015 г. сократилась на 2 п.п. до 6%. В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 67% (65% в III квартале).

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2015 г. снизился на 2 п.п. и составил –15%.

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составила 9% (в III квартале — 8%). Доля отрицательных оценок увеличилась до 31% (27% соответственно).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 3 п.п. до –25%.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, снизилась до 7% (9% в III квартале). Доля отрицательных оценок увеличилась до 48% (46%).

Индекс благоприятности условий для крупных покупок опустился на 4 п.п. до –38%). Индекс благоприятности условий для сбережений опустился на 2 п.п. и составил –47%).

Индекс потребительской уверенности по возрастным группам в IV квартале 2015 г. по сравнению с III кварталом снизился по всем возрастным группам: у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) — на 3 п.п., у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) — на 4 п.п., у лиц старшего возраста (50 лет и более) — на 1 п.п..

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России в IV квартале по сравнению с III кварталом 2015 г. снизился у лиц среднего возраста с –11 до –18% и у лиц старшего возраста (50 лет с –16 до –17%, а у молодежи — повысился с –9 до –7%.

Как показывает таблица, ниже уровень потребительской уверенности, чем у россиян, только в Греции и Болгарии.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1


Август
2015г.

Ноябрь
2015г.


Август
2015г.

Ноябрь
2015г.

Россия

-24,1

-26,4




Австрия

-11,3

-16,3

Люксембург

1,6

1,8

Бельгия

-2,9

-4,4

Мальта

-2,8

3,7

Болгария

-29,3

-29,9

Нидерланды

11,0

8,2

Великобритания

2,8

1,0

Польша

-14,3

-11,5

Венгрия

-21,4

-17,9

Португалия

-11,4

-14,4

Германия

0,7

-4,5

Румыния

-16,6

-17,8

Греция

-64,8

-64,1

Словакия

-14,8

-12,5

Дания

16,7

14,4

Словения

-4,2

-11,2

Ирландия

11,4

18,0

Финляндия

10,9

7,1

Испания

-1,3

0,6

Франция

-17,5

-11,9

Италия

-9,2

-1,2

Хорватия

-21,3

-16,7

Кипр

-14,1

-8,4

Чехия

0,5

2,9

Латвия

-7,0

-8,9

Швеция

10,7

3,6

Литва

-8,0

-7,3

Эстония

-7,4

-5,6

ИСТОЧНИК: Росстат

1 По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.