Не только вкусно и на цвет красиво, но и дорожает медленней инфляции

| новости | печать

Исследовательский холдинг «Ромир» порадовал любителей пива сообщением, что одна из самых популярных пивных марок дорожает значительно медленнее, чем в целом продукты питания. Но это, с большой вероятностью, касается пивного рынка вообще.

Новый индекс «Ценовой мониторинг» ИХ «Ромир» представляет ежемесячный анализ изменения цен на самые покупаемые бренды из различных категорий в разрезе городов и регионов, типов торговых каналов и отдельных сетей. По итогам февраля текущего года в фокусе мониторинга оказалось пиво — «Балтика № 3 Классическое» светлое в жестяной банке объёмом 0,5 литра.

Мало кто уже об этом помнит, но «Ромир» помнит, что до XXII Съезда КПСС включительно в постановлениях, являвшихся прямым руководством к действию в СССР, третьей строчкой после задачи по увеличению производства хлеба и мяса на душу населения шла задача по увеличению производства пива. Сегодня, после пяти лет снижения, потребление пива в нашей стране составляет 60 — 65 литров в год на душу населения. А в лучшие для пивоваров годы показатель доходил до 75 — 80 литров на душу населения в год. Для сравнения: макарон потребляется 6 — 7 кг на душу населения в год, гречки — 4 — 5 кг в год.

По итогам 2014 г. расходы на покупку пива оцениваются в 600 — 700 млрд руб., что составляет почти 2% совокупных потребительских расходов или около 5% от общих расходов на покупку продуктов питания и алкогольных напитков. Для понимания масштабов рынка «Ромир» приводит ещё одно сопоставление — его объём в стоимостном выражении в три раза больше, чем у рынка мобильных телефонов.

Последние полгода цены на «Балтику № 3» оставались практически стабильными, а по сравнению с майскими значениями 2014 г. даже снизились на 2,4%. Продукт производится в России, из российского сырья. Производителем владеют иностранные инвесторы. Так что санкции и девальвация продукта никак не коснулись. Чего нельзя сказать об общем росте издержек, включая коммунальные платежи, транспорт, сырье и т.д. Однако производители пока справляются с ростом издержек и не перекладывают его на потребителя. Резонно опасаясь, что поскольку продукт уже более 40 лет назад был исключён из числа «социально значимых продуктов первой необходимости», то реакцией на резкий рост цены может стать не менее резкое снижение спроса, а он и без того уже пять лет снижается на 3 — 5% в год. Таким образом, заключают исследователи холдинга, последние полгода пиво играет даже «тормозящую» роль по отношению к общей потребительской и продовольственной инфляции. Впрочем, возможно сожалеют эксперты «Ромир», в корзину Росстата для расчёта продовольственной инфляции пиво не входит.

За год, с февраля 2014 г., средняя реальная цена приобретения бутылки «Балтики № 3» выросла на 12%. Это на четверть ниже показатели общей потребительской инфляции и почти в два раза ниже показателя официальной продовольственной инфляции. Это, в общем-то, нормальный темп роста цены на данный продукт. Примерно такими же темпами росли цены на пиво и в 2013 г. Хотя тогда общая экономическая ситуация была более благоприятной, а общая потребительская и продовольственная инфляция находилась на уровне 6 — 7% годового роста. Т.е. в 2013 г. розничные цены на пиво росли темпом в два раза выше потребительской инфляции.

Из всего этого «Ромир» делает вывод, что ключевую роль в ценообразовании на рынке пива последние три года играет баланс спроса и предложения. Отдельную роль играет и государственная политика налогообложения в части акцизов. Их резкое повышение ведет к практически автоматическому росту цены.