1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать

Не кризис потребления, а зрелость рынков

Исследовательский холдинг Ромир пожурил тех экспертов, которые торопятся списать потребление населения из локомотивов экономического роста. Доброе слово сегодня особенно кстати.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, расходы на продукты питания и непродовольственные товары повседневного спроса в 2013 г. выросли в номинальном выражении на 9,5%. Впервые за весь период проведения мониторинга с января 2008 г., да и за весь постсоветский период с 1990 г., номинальные темпы роста повседневного потребления оказались ниже 10%.

С учётом инфляции, которая в 2013 г. составила по данным Росстата 6,5%, можно говорить о росте реальных расходов на повседневное потребление в размере 2,8%. Эти показатели: 9,5% номинального роста и 2,8% — реального в точности совпадают с данными Росстата по изменению оборота розничной торговли, отмечает Ромир. Его эксперты особенно подчёркивают, что речь идёт о росте потребления. И в реальном, и в номинальном выражении. «Да, его темпы существенно снизились по сравнению с 2009-2012 гг. Но это всё же рост потребления, а не его сокращение», — справедливо утверждают они.

Аналитики понимают, что ситуация, когда рынки продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса растут на 15-20% в номинальном и 7,5-9% в реальном выражении, не может продолжаться бесконечно. В противном случае, аргументирует Ромир, доля расходов, связанных с этими рынками, должна была бы существенно возрасти, и это оказало бы угнетающее воздействие на другие рынки, например, товаров длительного пользования. А это случается как раз в периоды экономических потрясений.

Так произошло в 2009 г., когда повседневное домашнее потребление существенно возросло, а рынки товаров длительного пользования (автомобилей, мебели, одежды, бытовой техники и т.д.) сократились на 20-40%. А с учётом того, что совокупная ёмкость рынков продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса (фармацевтических, хозяйственных, галантерейных, парфюмерных и т.д.) составляет порядка 15 трлн руб. в год, номинальный рост на 9,5% означает прирост стоимостного объема на 1,5 трлн руб. за год. Это более 2% российского ВВП в масштабе цен 2013 г. Т.е. только рынки повседневных товаров способны обеспечить номинальный рост ВВП на 2% за год, подсчитали аналитики холдинга.

Такой же вклад, если не более могут сделать рынки товаров длительного пользования. Не менее 1% номинального прироста ВВП в 2014 г. может обеспечить сектор потребительских услуг. Итого на долю потребительского сектора в 2014 г. может прийтись не менее 5% номинального роста ВВП из примерно 8% ожидающихся по экономике в целом. При инфляции в 5-5,5% это может дать около 2,5% реального прироста экономики России в 2014 г, считает Ромир. Довольно скромный показатель на фоне былых (в 2010-2012 гг.) 3,5%, но, всё же, лучше прошлогодних 1,3%.

Словом, показатели потребительских рынков России в 2013 г. не столь плохи, как это может показаться на первый взгляд. Замедление темпов роста — это не кризис потребления, а скорее свидетельство зрелости многих рынков. Потребительский сектор остаётся вероятным локомотивом общего экономического роста на 2014 и 2015 гг., особенно в условиях затягивающихся сырьевой и инвестиционной пауз. Но рост этот будет носить не фронтальный, а весьма избирательный и фрагментированный характер. И за него надо будет очень сильно побороться, делают заключение аналитики Ромир.

Номинальные и реальные темпы роста повседневного потребления в России в 2009 – 2013 гг., %