Во II чтении принят законопроект «Об основах социального обслуживания граждан РФ»

| новости | печать

Законопроект направлен на развитие системы социального обслуживания населения в РФ, повышение его уровня, качества и эффективности, на формирование единого законодательного акта, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения.

Законопроектом определяются правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания; полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ; права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Действие закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан, беженцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, а также на юрлиц независимо от организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Устанавливаются, в частности, такие основные понятия, как социальное обслуживание граждан; социальная услуга (предоставляется на основании соответствующего договора); поставщик социальных услуг; получатель социальных услуг; стандарт социальных услуги; профилактика обстоятельств, обусловливающих потребность в социальном обслуживании.

Устанавливаются права получателей социальных услуг: на уважительное и гуманное отношение; на получение в доступной форме и бесплатно информации о своих и правах и обязанностях; на выбор поставщика или поставщиков социальных услуг с учётом индивидуальной программы; на отказ от предоставления социальных услуг; на защиту своих прав; на участие в формировании индивидуальных программ; на обеспечение условий проживания, соответствующих санитарно-гигиеническим и санитарно-эпидемическим требованиям, надлежащий уход; на свободное посещение адвокатами, нотариусами, законными представителями, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; содействие в получении помощи, не относящейся к соцуслугам, в том числе медицинской помощи, образования, бесплатной юридической помощи в установленных законом случаях.

В обязанности получателей соцуслуг входят: предоставление сведений, необходимых для решения вопроса о предоставлении соцуслуг; своевременное информирование поставщиков соцуслуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении соцуслуг; соблюдение условия договора о предоставлении соцуслуг.

Поставщики соцуслуг имеют право:

- запрашивать и получать от органов госвласти и МСУ необходимую информацию;

- отказать в предоставлении соцуслуги получателю в случае нарушения им договора о предоставлении соцуслуг;

- быть включённым в реестр поставщиков соцуслуг;

- предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные соцуслуги за плату.

При этом поставщик обязан:

- предоставлять соцуслуги в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключённых с получателями соцуслуг;

- предоставлять срочные соцуслуги;

- обеспечивать доступность предоставления соцуслуг их получателям с учётом ограничений их жизнедеятельности;

- оказывать содействие в предоставлении получателям соцуслуг медицинской, педагогической, психологической, социальной, юрпомощи, не относящейся к соцуслугам (социальное сопровождение);

- обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;

- предоставлять получателям соцуслуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети «Интернет», и услугами почтовой связи;

- выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;

- обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг и др.

Устанавливаются основания признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании: полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; наличие ребёнка, испытывающего трудности в социальной адаптации; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье, социально опасного положения несовершеннолетних; отсутствие определённого места жительства, в том числе у лица, не достигшего 23-х лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот; отсутствие работы и средств к существованию.

Субъекты РФ вправе устанавливать следующий перечень видов социальных услуг: социально-бытовые; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-трудовые; социально-правовые; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей соцуслуг, имеющих ограничения жизнедеятельности; срочные социальные услуги.

Устанавливаются следующие формы соцобслуживания: социальное обслуживание на дому, в полустационарной либо в стационарной форме. Субъекты РФ формируют реестр поставщиков и регистр получателей социальных услуг.

Устанавливается, что бесплатно соцуслуги предоставляются: несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межнациональных конфликтов. Соцуслуги в форме соцобслуживания на дому и в полустационарной форме предоставляются за плату или частичную плату, если среднедушевой доход получателей социальных услуг на дату обращения, превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную законами субъекта РФ (которая не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ).

Порядок определения среднедушевого дохода устанавливается правительством РФ. Соцуслуги в стационарной форме оказываются за плату или частичную плату (за исключением тех получателей соцуслуг, которым настоящим законом или нормативными актами субъектов РФ предоставлено право на бесплатное получение соцуслуг).

В области социального обслуживания вводится региональный государственный и общественный контроль. Предполагается, что закон вступит в силу с 01.01.2015.