Законопроект о контроле за деятельностью микрофинансовых организаций принят во II чтении

| новости | печать

Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документ направлен на совершенствование механизма защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций и повышения эффективности государственного контроля в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности.

Законопроектом, в частности, устанавливаются требования к облигациям, выпущенным микрофинансовыми организациями (далее – МФО). Они не могут составлять более 10% стоимости активов, за исключением акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов (ПИФов), ценные бумаги которых предназначены для квалифицированных инвесторов) в составе активов акционерных инвестиционных фондов и активов ПИФов.

В КоАП РФ устанавливается ответственность в сфере кредитной кооперации, сельскохозяйственной кооперации, микрофинансовой деятельности.

Кроме того, в состав некредитных финансовых организаций включены ломбарды. Надзор за ними будет осуществлять Центробанк.

Устанавливается также, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с законом «О потребительском кредите (займе)». Реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Предусматривается возможность создания МФО в форме казённого учреждения.

Устанавливается обязанность МФО информировать заёмщиков о полной стоимости микрозайма и о включении сведений об организации в государственный реестр микрофинансовых организаций. При этом порядок расчёта полной стоимости будет устанавливаться ФОИВом, уполномоченным правительством РФ, путём введения единых стандартных требований к оформлению договора микрозайма. Полная стоимость микрозайма должна быть размещена в рамке на первой странице договора микрозайма.

Вводится запрет на использование микрофинансовыми организациями одинаковых названий, а организациям, чьи названия идентичны, предоставить переходный период (12 месяцев) для решения вопроса об изменении своих наименований.

Ни одно юрлицо в РФ, за исключением юрлиц, включённых в госреестр МФО, и юрлиц, создаваемых для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса МФО, не может использовать в своём наименовании словосочетание «микрофинансовая организация». Банк России ведет госреестр МФО.

Информация об операциях юрлиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физлиц представляется микрофинансовыми организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключённым с бюро кредитных историй договором в соответствии с законом «О кредитных историях».

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых иные сроки вступления в силу.