1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать

Правкомиссия одобрила дифференциацию платы за проезд по платным дорогам

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на создание условий для дифференциации размеров платы за проезд по платным автомобильным дорогам.

Документ разработан Минтрансом России и направлен на привлечение инвесторов к строительству платных дорог.

Законопроект предполагает внесение изменений в методику расчёта и максимального размера платы за проезд по платным автодорогам общего пользования, создаваемым на основании концессионных соглашений.

В настоящее время одним из существенных условий при заключении концессионного соглашения в отношении платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, является порядок установления размера платы за проезд по платной автодороге.

При этом в основу заключения концессионного соглашения в части установления размера платы положен принцип проектного финансирования, в соответствии с которым расчёт размера платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог осуществляется в зависимости от инвестиционных затрат на создание платной автомобильной дороги и расходов на её эксплуатацию. Таким образом, в основу определения размера платы положен принцип возвратности инвестиций.

Учитывая, что в платный режим пользования могут быть переведены существующие автомобильные дороги, проходящие в местах исторического расселения, в целях снятия социальной напряжённости в отношении таких дорог, при установлении максимального размера платы было предложено использовать социальный подход. Размер платы, рассчитанный с учётом социального подхода, за проезд легковых транспортных средств по таким дорогам составил 1,5 руб.

Размер платы, рассчитанный с учётом социального подхода, равный 1,5 руб., в случае его применения для платных автомобильных дорог, созданных в соответствии с концессионным соглашением, не обеспечит тот уровень доходов, который позволит инвестору, заключившему концессионное соглашение, в полной мере возместить средства, вложенные в строительство и эксплуатацию объекта. Таким образом, могут возникнуть трудности в привлечении частного капитала для создания и эксплуатации объекта дорожной инфраструктуры.

Учитывая, что размер платы за проезд уже по заключённым концессионным соглашениям значительно превышает размер платы, полученный с помощью социального подхода, и равный 1,5 руб. за 1 километр для легковых транспортных средств, утверждение максимальной платы в размере 1,5 руб. повлечёт необходимость возместить концессионеру недостающую сумму.

В связи с этим был сделан вывод о целесообразности разграничения максимальных размеров платы за проезд по платной автомобильной дороге, созданной в соответствии с концессионным соглашением, и для всех остальных платных автомобильных дорог.

Однако применение подобной дифференциации противоречит действующему законодательству, разработанный законопроект призван устранить это противоречие.

В целях недопущения возможности увеличения максимального размера платы, вызванного неэффективной хозяйственной деятельностью концессионера в рамках исполнения им обязательств по концессионному соглашению, документом предусмотрена норма, согласно которой условие концессионного соглашения, касающееся максимального размера платы, не может быть пересмотрено.

При этом, учитывая долгосрочной характер концессионных соглашений, срок исполнения которых составляет от 25 до 30 лет, в рамках законопроекта предусмотрена возможность индексации максимального размера платы в соответствии с условиями соответствующего соглашения.

Вместе с тем, учитывая социальную значимость автомобильных дорог, и недопущение дискриминационного подхода в отношении различных слоев населения, законопроектом предполагается установление предельного уровня размера платы за проезд транспортных средств по платным автодорогам. Полномочия по утверждению такого предельного значения предоставляются соответственно правительству РФ, высшему исполнительному органу власти субъекта РФ, органам местного самоуправления, что позволит совместить интересы населения и инвестора при принятии решения о заключении концессионного соглашения в отношении платной автодороги и последующей эксплуатации объекта транспортной и дорожной инфраструктуры. Об этом говорится в сообщении кабмина.