Сегодня Госдума предполагает рассмотреть в первом чтении законопроект «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Проект регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами с органами власти по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП). А также впервые вводит в законодательство понятие «среднее предпринимательство».
Законопроектом устанавливаются два критерия отнесения предприятий к субъектам МСП.
Первый критерий – средняя численность работников, в соответствии с которым выделяются три вида субъектов МСП: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия – от 16 до 100 человек, средние предприятия – от 101 до 250 человек.
Второй критерий – выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и (или) балансовая стоимость активов за календарный год, которая не превышает предельные значения, устанавливаемые Правительством РФ для каждой категории субъектов МСП.
Важное значение для субъектов МСП имеет предлагаемая законопроектом норма о нераспространении на них в течение первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки («дедушкина оговорка»).
Законопроект устанавливает следующие особенности правового регулирования субъектов МСП: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; упрощенный порядок составления статистической отчетности; особенности приватизации государственного и муниципального имущества; формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора); меры финансовой поддержки; меры для развития инфраструктуры поддержки и др.
При этом законопроектом установлен закрытый перечень видов деятельности, по которым не может осуществляться поддержка. В частности, это распространяется на кредитные, страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные фонды; игорные предприятия, а также на нерезидентов РФ.
Предусмотрены следующие виды поддержки субъектов МСП со стороны органов государственной власти и местного самоуправления: финансовая и имущественная поддержки, информационная поддержка; поддержка внешнеэкономической деятельности; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.