Следственный Комитет обнародовал законопроект об установлении уголовной ответственности для юридических лиц

| новости | печать

СК опубликовал законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц».

Проект закона направлен на формирование механизма уголовно-правового противодействия участию юридических лиц в преступной деятельности и предусматривает положения, регламентирующие основания уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц, круг субъектов, подлежащих уголовно-правовому воздействию, виды мер уголовно-правового характера, основания освобождения юридического лица от уголовно-правового воздействия, основания возникновения и сроки судимости юридических лиц, а также уголовно-процессуальную форму реализации уголовно-правового воздействия в отношении причастных к преступлению юридических лиц.

Как отмечается в пояснительной записке, концепция законопроекта не предусматривает коренного изменения традиционной для российского уголовного права доктрины личной виновной ответственности. Предлагается подход, при котором юридическое лицо, как и ранее, не рассматривается в качестве субъекта преступления, однако в случае причастности к преступлению, совершённому физическим лицом, будет подвергаться мерам уголовно-правового воздействия. Причастность к преступлению определяется как совершение преступления в интересах юридического лица либо как использование юридического лица в целях совершения, сокрытия преступления или последствий преступления.

Проект закона предусматривает широкий спектр основных и дополнительных видов мер уголовно-правового воздействия, которые могут быть назначены судом в зависимости от категории преступления.

В частности, суд может наказать юридическое лицо предупреждением, штрафом или принудительной ликвидацией, иностранные компании — запретом на осуществление деятельности на территории России. В качестве дополнительного вида наказания виновника могут лишить лицензии, квоты, преференций или льгот, а также права заниматься определённым видом деятельности на срок от одного года до пяти лет.

Штраф может быть фиксированным — в размере от 50 тыс. до 5 млн руб., кратным — в виде единовременной выплаты, кратной полученному юрлицом преступному доходу, и аннуитетным - в виде ежеквартальных платежей в размере от 5 до 25% дохода в течение года-двух. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он может быть заменён на принудительную ликвидацию.

Предусмотрено, что после вердикта суда не допускается добровольная ликвидация или реорганизация юрлица, а также отчуждение акций или долей зависимых обществ и недвижимого имущества. Суд вправе признать недействительными сделки осуждённого юрлица. При этом компания, впервые причастная к преступлению небольшой или средней тяжести, может быть освобождена от ответственности, если будет способствовать расследованию, возместит причинённый ущерб или иным образом загладит вред, возникший в результате совершённых им действий.

Кроме того, предусматривается снятие в отношении юрлиц с непогашенной судимостью ограничений, связанных с периодичностью проведения проверок контролирующими органами. Деятельность таких юридических лиц, осуществляемая ими в сфере, в которой было совершено преступление, будет проверяться один раз в год.