Об объекте налогообложения по налогу на имущество организаций и о критериях квалификации имущества в качестве недвижимого

Федеральная налоговая служба письмо от 08.07.2022 № БС-3-21/7173@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 07.06.2022 по вопросу, касающемуся определения объекта налогообложения по налогу на имущество организаций (далее — налог), и сообщает следующее.

К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), касающихся учета основных средств организации в целях определения объекта налогообложения по налогу.

Вместе с тем полагаем возможным направить следующие рекомендации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения по налогу признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Пунктами 1 и 3 статьи 375 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу как среднегодовой стоимости имущества такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Таким образом, для организаций, применяющих Федеральный стандарт бухгалтерского учета 6/2020 «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н (далее — ФСБУ 6/2020), налоговая база по налогу как среднегодовая стоимость определяется исходя из установленных правил ведения бухгалтерского учета основных средств, утвержденных организацией в своей учетной политике с учетом требований ФСБУ 6/2020.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Таким образом, по вопросам порядка ведения бухгалтерского учета, в том числе применения ФСБУ 6/2020, Вы вправе обратиться в Министерство финансов Российской Федерации.

По вопросу, касающемуся критериев квалификации имущества в качестве недвижимого, содержащихся в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2022 № 301-ЭС21-27661 по делу № А17-8198/2019 и от 07.02.2022 № 306-ЭС21-27603 по делу № А55-32062/2020, сообщаем следующее.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2022 № 301-ЭС21-27661 по делу № А17-8198/2019 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, так как, руководствуясь положениями статей 374, 381 Кодекса, статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что спорные объекты представляют собой единую сложную вещь, обладающую признаками недвижимого имущества, а потому признали необоснованным исключение налогоплательщиком стоимости указанных объектов из налоговой базы при исчислении налога.

Судебные инстанции в рамках рассмотрения дела № А17-8198/2019 исходили из того, что спорные объекты, являясь частью сложной вещи, объединены единым назначением, неразрывно связаны физически и технологически, расположены на одном земельном участке, и являются недвижимым имуществом, признаваемым объектом налогообложения по налогу.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2022 № 306-ЭС21-27603 по делу № А55-32062/2020 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, так как суды, руководствуясь подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса, Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о правомерном отнесении налоговой инспекцией объекта основных средств общества к объектам недвижимого имущества и законности доначисления спорного налога. Приведенные в судебных инстанциях доказательства в их совокупности подтверждают факт строительства сооружения «Производство неконцентрированной азотной кислоты на базе агрегата УКЛ-7-76 мощностью 120 тыс. т/год» как единого объекта недвижимости. При этом в материалах дела под единым объектом недвижимости понимается объект недвижимого имущества, имеющий составные элементы (части), функционально и (или) технологически неотделимые друг от друга.

Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК