1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 7

<О признании иностранного лица иностранной структурой без образования юрлица и представлении контролирующим лицом уведомления о КИК и документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК>

Министерство финансов РФ письмо от 08.04.2021 № 03-12-12/2/26231

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 05.02.2021, зарегистрированное в Министерстве финансов Российской Федерации 08.04.2021, и сообщает, что в соответствии с абзацем вторым пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем следующее.

Абзацем шестым пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что под иностранной структурой без образования юридического лица в целях Кодекса понимается организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

Определение налогоплательщиком факта, является ли конкретное иностранное лицо иностранной структурой без образования юридического лица, осуществляется на основании доступных налогоплательщику сведений о правовых основах деятельности иностранного лица, включая законодательство иностранного государства, в соответствии с которым такое иностранное лицо было создано (учреждено, образовано), в части определения соответствия характеристик такого лица положениям статьи 11 Кодекса.

При этом в случае признания конкретного иностранного лица в соответствии с положениями статьи 11 Кодекса иностранной структурой без образования юридического лица необходимо учитывать следующее.

В целях Кодекса иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, признается контролируемой иностранной компанией (пункт 2 статьи 25.13 Кодекса).

Лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктами 9, 10 или 12 статьи 25.13 Кодекса.

Кроме того, обращаем внимание, что лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в порядке, установленном пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Согласно положениям статьи 309.1 Кодекса прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная одним из следующих способов: по данным ее финансовой отчетности либо по правилам, установленным главой 25 Кодекса для налогоплательщиков — российских организаций.

При этом сумма прибыли (убытка) каждой контролируемой иностранной компании, определенная по данным финансовой отчетности этой компании, должна быть документально подтверждена ее финансовой отчетностью, составленной за соответствующий период (периоды), с приложением ее финансовой и налоговой отчетности.

В случае отсутствия такой финансовой отчетности сумма прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании определяется по правилам, установленным главой 25 Кодекса, и должна быть подтверждена иными документами, позволяющими определить сумму прибыли (убытка). Такими документами, в частности, могут быть выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации, первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.

Соответствующие документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании, представляются налогоплательщиком — физическим лицом, являющимся контролирующим лицом указанной иностранной компании, независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли такой иностранной компании в налоговой базе по налогу на доходы физических лиц в срок, установленный абзацем шестым пункта 5 статьи 25.15 Кодекса.

Таким образом, такой налогоплательщик представляет вышеуказанные документы в отношении контролируемой им иностранной компании независимо от финансового результата, полученного такой иностранной компанией.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

Н.А. КУЗЬМИНА