1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 13

<Об основаниях исчисления транспортного налога и налога на имущество организаций>

Федеральная налоговая служба письмо от 24.09.2020 № СД-4-21/15639@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО от 17.08.2020 об основаниях исчисления транспортного налога и налога на имущество организаций и сообщает.

К полномочиям Федеральной налоговой службы, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) об основаниях исчисления транспортного налога и налога на имущество организаций. Вместе с тем по указанному вопросу полагаем возможным направить следующие рекомендации.

1. Согласно пункту 1 статьи 358 Кодекса объектами налогообложения по транспортному налогу признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 2 статьи 358 Кодекса, не относящихся к объектам налогообложения.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, если иное не предусмотрено Кодексом (часть первая статьи 357 Кодекса).

Сведения о лицах, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (далее — регистрирующие органы), в соответствии с пунктами 4, 11, 13 статьи 85 Кодекса.

С учетом изложенного лица, на которых по данным регистрирующих органов зарегистрированы транспортные средства в силу вышеперечисленных норм главы 28 Кодекса, признаются налогоплательщиками транспортного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств.

На основании пункта 2 статьи 84 Кодекса налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) по месту нахождения транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 Кодекса.

Обращаем внимание на позицию Верховного Суда Российской Федерации, указавшего, что законодательство Российской Федерации не возлагает на предыдущего собственника транспортного средства обязанности по несению бремени его содержания в случае, если его арестованное имущество было принудительно реализовано по договору продажи в рамках исполнительного производства (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2020 № 6-КА20-1). Аналогичная позиция содержится в Кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2019 № 71-КА19-3.

2. Согласно пункту 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признаются:

1) недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 375 Кодекса при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания).

В соответствии с пунктами 21, 22, 49 Методических указаний на балансе организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления.

Согласно пункту 29 Методических указаний основные средства подлежат списанию с бухгалтерского учета при их выбытии.

Следовательно, основные средства подлежат налогообложению налогом на имущество организаций до их выбытия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база по налогу определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

При этом условием применения кадастровой стоимости в целях налогообложения объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, является включение их в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках пункта 7 статьи 378.2 Кодекса.

Учитывая изложенное, объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости у собственников таких объектов или у организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

При этом согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д. С. САТИН