Об НДС при ввозе в РФ и реализации не зарегистрированных в РФ медицинских изделий одноразового использования

Министерство финансов РФ письмо от 15.07.2020 № 03-07-07/61629
| официальная переписка | печать

В связи с письмом по вопросу применения ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации, а также при ввозе на территорию Российской Федерации не зарегистрированных в Российской Федерации медицинских изделий одноразового использования Департамент налоговой политики сообщает.

На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость медицинских изделий, реализуемых на территории Российской Федерации, производится по ставке налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечни кодов медицинских товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 10 процентов (далее — перечни), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (далее — постановление № 688).

Таким образом, ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в отношении реализуемого на территории Российской Федерации медицинского изделия применяется при наличии регистрационного удостоверения на медицинское изделие с указанием в нем кода ОКПД 2 и включении данного медицинского изделия в перечень, утвержденный постановлением № 688.

Пунктом 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 10 Особенностей обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 430 «Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия» (далее — постановление № 430), допускается реализация не зарегистрированных в Российской Федерации медицинских изделий одноразового использования, поименованных в перечне медицинских изделий, которые предназначены для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуации, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, прилагаемом к постановлению № 430, без получения разрешения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если указанные изделия зарегистрированы в установленном порядке в стране-производителе.

Заявитель обязан в течение трех рабочих дней со дня ввоза в Российскую Федерацию не зарегистрированных медицинских изделий направить в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения сведения о сериях (партиях) ввезенных незарегистрированных медицинских изделий, в том числе о наименовании медицинского изделия, количестве, заводском номере (при наличии), номере серии (партии), дате производства (изготовления), сроке годности (эксплуатации) и об адресе места хранения.

Учитывая, что для медицинских изделий, указанных в пункте 10 постановления № 430, на период до 1 января 2021 года установлен особый порядок обращения на территории Российской Федерации (без регистрационного удостоверения при условии регистрации в стране-производителе), ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 10 процентов может применяться при реализации не зарегистрированных в Российской Федерации медицинских изделий одноразового использования, при условии, что указанные медицинские изделия зарегистрированы в установленном порядке в стране-производителе и такие медицинские изделия одновременно поименованы в перечне, утвержденном постановлением № 688, и в перечне, прилагаемом к постановлению № 430.

Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Федеральной таможенной службе Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809, ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

На основании изложенного по вопросу возможности применения пониженной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе одноразовых медицинских изделий, не зарегистрированных в Российской Федерации (без регистрационного удостоверения), включенных в перечень, утвержденный постановлением № 430, рекомендуем обратиться в ФТС России.

Также сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, в случае использования этих товаров для операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет товаров и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при их ввозе.

При этом документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету в соответствии с пунктом 1 статьи 169 и пунктом 1 статьи 172 Кодекса, является счет-фактура либо документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров в Российскую Федерацию, принимаются к вычету в случае использования таких товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Заместитель директора Департамента А. А. СМИРНОВ