О признании совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юрлица международной группой компаний и представлении документации по ней

Министерство финансов РФ письмо от 26.09.2019 № 03-12-11/4/74065
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 20.06.2019 и в дополнение к письму от 22.08.2019 № 03-12-11/4/64441 сообщает следующее.

Пунктом 7 статьи 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что налогоплательщики, за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в статье 309 Кодекса, являющиеся участниками международной группы компаний, помимо документации, предусмотренной указанной статьей, в случаях, порядке и сроки, которые установлены главой 14.4-1 Кодекса, обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, документацию, предусмотренную пунктом 4 статьи 105.16-1 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 105.16-1 Кодекса документация, представляемая такими налогоплательщиками на основании пункта 7 статьи 105.15 Кодекса, включает в себя уведомление об участии в международной группе компаний и страновые сведения по международной группе компаний, участником которой является налогоплательщик.

Участником международной группы компаний в целях Кодекса признаются лица, указанные в пункте 2 статьи 105.16-1 Кодекса, в том числе постоянные представительства лиц, входящих в совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, признаваемых международной группой компаний.

В целях Кодекса международной группой компаний признается совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия в капитале и (или) осуществления контроля, для которых соблюдаются все условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.16-1 Кодекса.

Среди них условие, согласно которому в состав совокупности таких организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица входит хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая признается налоговым резидентом Российской Федерации, либо организация или иностранная структура без образования юридического лица, не признаваемая налоговым резидентом Российской Федерации, которая подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации через постоянное представительство, и хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая не признается налоговым резидентом Российской Федерации, либо организация или иностранная структура без образования юридического лица, признаваемая налоговым резидентом Российской Федерации, которая подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории иностранного государства (территории) через постоянное представительство (подпункт 2 пункта 1 статьи 105.16-1 Кодекса).

При этом обращаем внимание, что понятия «организация» и «иностранная структура без образования юридического лица» в целях Кодекса используются в значениях, предусмотренных соответственно абзацами вторым и шестым пункта 2 статьи 11 Кодекса.

Таким образом, для целей признания совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица международной группой компаний вышеуказанное условие, в частности, является выполненным в случае, если в состав совокупности таких организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица входит хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая признается налоговым резидентом Российской Федерации, и хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая не признается налоговым резидентом Российской Федерации.

Также обращаем внимание, что при решении вопроса о представлении документации по международной группе компаний в компетентный орган иностранного государства (территории) следует руководствоваться законодательством соответствующего иностранного государства (территории).

Одновременно отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 142.5 Кодекса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе передавать страновые отчеты, полученные согласно положениям главы 14.4-1 Кодекса, компетентным органам иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами, утвержден приказом ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/785@.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Н.А. КУЗЬМИНА