Об учете доходов и расходов ИП, совмещающим УСН и ПСН; о применении ставки 0% для впервые зарегистрированных ИП, применяющих УСН в Московской области

Министерство финансов РФ письмо от 26.12.2018 № 03-11-11/95126
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 30.10.2018 по вопросам применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и патентной системы налогообложения (далее - ПСН) и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 8 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие УСН и перешедшие по отдельным видам деятельности в соответствии с главой 26.5 Кодекса на уплату налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам.

При этом доходы по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН (с учетом положений, установленных главой 26.2 Кодекса), не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Если индивидуальный предприниматель применяет ПСН и осуществляет иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых им применяется иной режим налогообложения, он обязан вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с порядком, установленным в рамках соответствующего режима налогообложения (пункт 6 статьи 346.53 Кодекса).

Статьей 346.24 Кодекса установлено, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, ведут в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н.

На основании пункта 1 статьи 346.53 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, в целях подпункта 1 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса ведут учет доходов от реализации, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, в книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены указанным приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н.

В связи с изложенным налогоплательщики, применяющие одновременно УСН и ПСН, учитывают полученные доходы в вышеуказанном порядке.

Кроме того, сообщается, что в соответствии с пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса при применении ПСН индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Вместе с тем установление трудовых отношений между индивидуальными предпринимателями и привлекаемыми ими работниками не является предметом правового регулирования Кодекса.

В связи с этим по вопросу установления индивидуальным предпринимателем трудовых отношений с лицом, оказывающим услуги в рамках гражданско-правового договора, следует обращаться в Минтруд России.

По вопросу применения «налоговых каникул» следует иметь в виду, что исходя из пункта 4 статьи 346.20 Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой налоговой ставки для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов Российской Федерации и перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в отношении видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Указанным пунктом статьи 346.20 Кодекса также установлены условия применения указанной налоговой ставки.

Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

При этом виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

На территории Московской области принят Закон Московской области от 12.02.2009 № 9/2009-ОЗ «О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области».

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Учитывая изложенное, по вопросу применения «налоговых каникул» на территории Московской области следует обращаться в Министерство экономики и финансов Московской области.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН