О нотариальном свидетельствовании бумажной копии паспорта физлица для государственной регистрации в качестве ИП при направлении документов в электронной форме

Министерство финансов РФ письмо от 11.12.2018 № 03-12-13/89777
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 08.11.2018 и сообщает следующее.

Исходя из обращения и по информации, предоставленной ФНС России, ранее интернет-обращение в ФНС России от 09.10.2018 было рассмотрено и по результатам рассмотрения был направлен ответ письмом ФНС России от 07.11.2018 № ГД-3-14/8053@.

В указанном письме ФНС России сообщалось, что представляемая в регистрирующий орган при государственной регистрации гражданина Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя копия паспорта гражданина Российской Федерации может содержать страницы, на которых имеются сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Изложенная позиция обоснована в вышеупомянутом письме ФНС России.

Также в письме ФНС России от 07.11.2018 № ГД-3-14/8053@ сообщалось, что при направлении в регистрирующий орган для государственной регистрации гражданина Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, свидетельствование копии паспорта гражданина Российской Федерации в нотариальном порядке является избыточным и необязательным.

При этом ФНС России исходила из того, что положения пункта 2 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подлежат применению с учетом положений пунктов 1 и 1.2 статьи 9 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми необходимые для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя документы могут быть представлены в регистрирующий орган не только в виде бумажных документов, но и в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, обращающегося за такой государственной регистрацией (заявителя). В последнем случае не требуется нотариальное удостоверение подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации.

В соответствии с порядком направления в регистрирующий орган электронных документов (приказ ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@) усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя подписывается не только заявление о государственной регистрации, но и иные электронные документы, направляемые в регистрирующий орган, в том числе и сканированный образ паспорта гражданина Российской Федерации. При этом в случае если верность созданной на бумажном носителе копии паспорта засвидетельствована в нотариальном порядке, то сканированный образ такой бумажной копии документа не будет являться копией документа, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке, поскольку в нотариальном порядке засвидетельствована верность бумажной копии, а не электронной копии документа.

В то же время порядок свидетельствования в нотариальном порядке верности электронной копии документа в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Кроме того, необходимо отметить, что проверка достоверности представленных заявителем сведений о паспорте гражданина Российской Федерации осуществляется путем сопоставления сведений, представленных заявителем, со сведениями, имеющимися в регистрирующем органе в связи с их представлением органами МВД России.

Таким образом, при направлении документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, свидетельствование верности бумажной копии паспорта гражданина Российской Федерации является избыточным и необязательным.

Вместе с тем необходимо отметить, что изложенные в письме ФНС России от 07.11.2018 № ГД-3-14/8053@ позиции не исключают того, что при направлении в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, в регистрирующий орган заявителем будет представлен электронный документ в виде сканированного образа засвидетельствованной в нотариальном порядке бумажной копии паспорта гражданина Российской Федерации, содержащей все страницы паспорта.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют заявителю руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ