Об основаниях прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения

Федеральная налоговая служба письмо от 14.11.2018 № БС-4-21/22148
| официальная переписка | печать

В связи с обращениями об основаниях прекращения исчисления налога на имущество физических лиц (далее - налог) в связи с гибелью или уничтожением объекта недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, направляем следующие рекомендации.

Согласно пункту 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса, в том числе сведений о недвижимом имуществе, представляемых органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (в настоящее время - органы Росреестра).

Соответствующий информационный обмен с органами Росреестра регламентирован статьей 85 Налогового кодекса и приказом ФНС России от 10.04.2017 № ММВ-7-21/302@ «Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11@» (зарегистрирован Минюстом России 13.06.2017, регистрационный № 47018).

Утвержденная вышеуказанным приказом для передачи в налоговые органы форма «Сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества» передается в налоговые органы в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В силу прекращения существования объекта недвижимого имущества в связи с его гибелью или уничтожением Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено снятие такого объекта с государственного кадастрового учета (далее - кадастровый учет) с внесением об этом записи в ЕГРН, а также в установленных законом случаях государственная регистрация прекращения прав на такой объект и расположенные в нем помещения (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5 статьи 14, часть 7 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В качестве основания для кадастрового учета представляется акт обследования, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимого имущества подтверждает прекращение его существования (пункт 7 части 2 статьи 14, часть 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»), далее - акт обследования.

В дальнейшем в налоговые органы передаются сведения о снятии объекта недвижимого имущества с кадастрового учета, а также в установленных законом случаях о государственной регистрации прекращения права на такой объект и расположенные в нем помещения.

Вместе с тем, до поступления в налоговые органы вышеуказанных сведений целесообразно понимать следующее.

На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.

В связи с этим в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 по делу № А40-154449/2017 указано, что право на недвижимую вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. При этом налогообложение прекратившего существование объекта недвижимого имущества (снесенного здания) признано неправомерным, независимо от момента снятия такого объекта с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права на него, притом что прекращение существования здания подтверждено актом обследования, не опровергнутым налоговым органом.

Таким образом, наряду с общим основанием прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта недвижимого имущества (пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса) рекомендуется принимать во внимание, что в качестве дополнительного основания налоговым органом может рассматриваться заявление налогоплательщика (его представителя), содержащее информацию о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу, и документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (например, акт обследования, справка местной администрации о гибели объекта вследствие стихийного бедствия, справка органов госпожнадзора, в которой содержится информация, подтверждающая прекращение существования объекта, вступившее в силу судебное решение, акт обследования (заключение) организации государственного учета жилищного фонда о сносе объекта и т.п.).

Рекомендуемая форма указанного заявления приводится к настоящему письму.

В рассматриваемом случае для определения даты прекращения исчисления налога может применяться порядок, предусмотренный пунктом 5 статьи 408 Налогового кодекса, учитывая, что дата прекращения права собственности на объект налогообложения будет установлена налоговым органом по результатам рассмотрения представленных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимого имущества в связи с его гибелью или уничтожением.

В таком случае внесение по вышеуказанным основаниям в автоматизированную информационную систему, используемую для налогового администрирования, сведений о прекращении права на объект недвижимого имущества осуществляется налоговым органом с использованием режима «Корректировка сведений о правах, зарегистрированных в органах Росреестра на ОН и ЗУ», ветка «Налоговое администрирование\Собственность\02. Доопределение данных об объектах собственности».

УФНС России по субъектам Российской Федерации поручается оперативно довести настоящую информацию до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога и работу с налогоплательщиками.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Прикрепленные файлы: