О выполнении функций налогового агента по налогу на прибыль при выплате иностранной организации суммы долга по договору займа на основании решения суда

Министерство финансов РФ письмо от 28.08.2018 № 03-08-05/61206
| официальная переписка | печать

В связи с обращением от 28.06.2018 касательно применения положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Основания возникновения статуса налогового агента по налогу на прибыль организаций у российских организаций, являющихся источником дохода налогоплательщика, устанавливаются главой 25 Кодекса. Указанной главой Кодекса для целей налога на прибыль организаций также устанавливается порядок определения доходов налогоплательщика.

В случае если организация, в соответствии с главой 25 Кодекса, признается налоговым агентом по налогу на прибыль организаций, на нее возлагаются обязанности, предусмотренные пунктом 3 статьи 24 Кодекса.

В соответствии со статьей 246 Кодекса иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определены виды доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В соответствии со статьями 286 и 310 Кодекса определены налоговые агенты, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога с доходов.

Пунктом 4 статьи 286 Кодекса установлено, что, если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Нормы пункта 2 статьи 310 Кодекса определяют, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключениями, установленными данным пунктом.

Обстоятельства, при которых обязанность по уплате налога прекращается, установлены пунктом 3 статьи 44 Кодекса. При этом данный пункт не предусматривает прекращение обязанности по уплате налога в связи с взысканием с налогового агента - заемщика по договору займа с иностранной организацией (заимодавцем) в пользу такой иностранной организации суммы долга по указанному договору займа в принудительном порядке судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа по решению суда.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ