Об учете расходов на приобретение транспортного средства налогоплательщиком, уплачивающим ЕНВД и применяющим УСН

Министерство финансов РФ письмо от 31.05.2018 № 03-11-11/37046
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам, связанным с порядком применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), и сообщает следующее.

Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату ЕНВД (статья 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)) добровольно.

При этом указанной статьей Кодекса установлен порядок постановки на учет и снятия с учета налогоплательщиков ЕНВД, а также конкретные сроки подачи организацией или индивидуальным предпринимателем в налоговый орган заявления о постановке и снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД со дня начала и дня прекращения предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 статьи 346.29 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика.

Таким образом, налогоплательщик рассчитывает ЕНВД исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода при осуществлении предпринимательской деятельности.

В связи с этим обязанность налогоплательщика по уплате ЕНВД возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или ее приостановления.

До снятия с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД сумма данного налога исчисляется по соответствующему виду предпринимательской деятельности исходя из имеющихся физических показателей и базовой доходности в месяц.

Одновременно отмечаем, что на основании пункта 4 статьи 346.12 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 7 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик УСН уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 статьи 346.16 Кодекса). При этом данные расходы, произведенные в период применения УСН, принимаются с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями за отчетные периоды (пункт 3 статьи 346.16 Кодекса).

Учитывая изложенное, если транспортное средство изначально было приобретено в целях ведения предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках ЕНВД, в периоде приобретения и использования транспортного средства для грузоперевозок расходы на его приобретение полностью относятся к расходам, производимым в рамках предпринимательской деятельности на ЕНВД, и не могут быть учтены в расходах по УСН (по иным видам предпринимательской деятельности).

Также сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН