О налогообложении доходов, полученных в Испании ИП, зарегистрированным в РФ и применяющим УСН

Министерство финансов РФ письмо от 19.03.2018 № 03-08-05/16817
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом от 19.01.2018 по вопросу налогообложения в Испании доходов, полученных зарегистрированным в Российской Федерации индивидуальным предпринимателем, сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение двенадцати следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 статьи 207 Кодекса) в Кодексе не используется.

Если с учетом вышеприведенных положений статьи 207 Кодекса физическое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации, то в таком случае нельзя использовать критерии, установленные в соответствующем соглашении об избежании двойного налогообложения, для целей признания его налоговым резидентом Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определен перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Данный перечень налогоплательщиков является исчерпывающим.

Поскольку в указанном перечне отсутствуют индивидуальные предприниматели - нерезиденты Российской Федерации, такие индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.

Действующая между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 16.12.1998 (далее - Конвенция) применительно к Российской Федерации распространяется на налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.

Согласно статье 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Принимая во внимание, что упрощенная система налогообложения заменяет собой не только налоги на доходы и имущество, но также и устанавливает освобождение от обязанности уплаты налога на добавленную стоимость, положения Конвенции не распространяются на упрощенную систему налогообложения, и поэтому данная система налогообложения не является аналогичной налогам, на которые распространяется Конвенция.

Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса также не содержит специальной статьи по устранению двойного налогообложения.

Вместе с тем отмечаем, что по поставленным в письме вопросам, касающимся налогового резидентства в Испании, порядка налогообложения доходов физического лица в Испании, а также порядка зачета налога, следует обратиться в соответствующий компетентный орган Испании, которым в соответствии со статьей 3 Конвенции является Министр экономики и финансов Королевства Испании или его уполномоченный представитель.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ