1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 144

<О признании плательщиков ЕСХН плательщиками НДС с 01.01.2019 и предложении об отмене НДС>

Министерство финансов РФ письмо от 24.01.2018 № 03-07-14/3564

Департамент налоговой и таможенной политики повторно рассмотрел обращение по вопросу приобретения налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее — НДС) сельскохозяйственной продукции у плательщиков единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН), а также отказа от НДС и сообщает, что ответ на аналогичное обращение был направлен письмом Минфина России от 16.01.2018 № 03-07-14/1304.

Дополнительно сообщаем, что Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено признание плательщиков единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН) плательщиками НДС с 1 января 2019 года.

Указанные изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс), направлены на поэтапное встраивание плательщиков ЕСХН в цепочку плательщиков НДС в целях обеспечения их беспрепятственного участия в хозяйственных отношениях с плательщиками данного налога, которые ранее испытывали проблемы с приобретением сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся плательщиками ЕСХН, в связи с невозможностью принятия к вычету НДС.

Данные изменения позволят сельскохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками ЕСХН, одновременно признаваться плательщиками НДС, не переходя на общий режим налогообложения, что будет способствовать повышению спроса на сельскохозяйственные сырье и продукцию, увеличению объемов продаж, а также дадут возможность проводить техническую и технологическую модернизацию производства, поскольку такие налогоплательщики будут иметь право на вычет НДС, предъявленного при приобретении материально-технических ценностей для производства сельскохозяйственных сырья и продукции.

В то же время плательщики ЕСХН будут иметь право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, без учета НДС не превысит определенного размера. При этом в целях освобождения от исполнения указанных обязанностей размер доходов в 2018 году установлен как 100 млн рублей, в 2019 году — 90 млн рублей, в 2020 году — 80 млн рублей, в 2021 году — 70 млн рублей, в 2022 году — 60 млн рублей.

Что касается отказа от применения НДС и замены НДС переходом к взиманию только прямых налогов, то информируем, что в Российской Федерации налог на добавленную стоимость введен с 1 января 1992 года и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. При этом порядок применения налога на добавленную стоимость регулируется нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса, соответствующими международной практике взимания этого налога, применяемой более чем в 90 государствах.

Доля налога на добавленную стоимость составляет более одной трети всех поступлений в федеральный бюджет.

В настоящее время в Российской Федерации ставка налога на добавленную стоимость составляет 18 процентов. При этом действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость установлена пониженная ставка данного налога в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей и некоторые другие товары и услуги социального характера.

Отмена налога на добавленную стоимость приведет к потерям доходов федерального бюджета, которые не могут быть компенсированы за счет других налогов, в том числе налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, поскольку они перечисляются в различные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Так, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации весь налог на добавленную стоимость в полном объеме поступает в федеральный бюджет, в то время как из 20-процентной ставки уплачиваемого налога на прибыль организаций в федеральный бюджет зачисляется только 2 процента, а 18 процентов — в бюджеты субъектов Российской Федерации, а налог на доходы физических лиц распределяется между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.

Таким образом, в случае принятия предложения об отмене налога на добавленную стоимость доходы федерального бюджета Российской Федерации существенно сократятся, что негативно отразится на выполнении социальных обязательств, в том числе по выплате пенсий и их индексации, в то время как эта мера никак не будет способствовать увеличению доходов наиболее социально незащищенных слоев населения.

Учитывая изложенное, предложение не поддерживается.

Заместитель директора Департамента
В.А. ПРОКАЕВ