Об исчислении банком налога на имущество организаций в отношении объектов ОС, относящихся к системам инженерно-технического обеспечения нежилого здания

Министерство финансов РФ письмо от 04.07.2017 № 03-05-05-01/42244
| официальная переписка | печать

Вопрос: Банк является собственником нежилых помещений, используемых для размещения офисов и включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. Нежилые помещения в течение срока эксплуатации оснащаются системами кондиционирования, вентилирования, видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, системами контроля доступа, системами теплоснабжения и энергоснабжения, которые на балансе банка учитываются в составе ОС со сроками полезного использования, относящимися к четвертой - восьмой амортизационным группам.

Согласно положениям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения (пп. 6 п. 2 ст. 2). Под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2).

Относятся ли указанные объекты ОС к инженерно-техническим системам здания, облагаемым налогом на имущество организаций в составе этих нежилых помещений по кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения нежилых помещений и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 375 Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Кроме того, пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Понятия движимого и недвижимого имущества определены статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется.

При определении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать положения Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ), в соответствии с которым, в частности, здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности).

Исходя из изложенного сети и системы инженерно-технического обеспечения не относятся к самостоятельным объектам недвижимости, а входят в состав здания или сооружения, в отношении которых определяется кадастровая стоимость в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Учитываемые в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, как отдельные инвентарные объекты сети и системы инженерно-технического обеспечения подлежат налогообложению в рамках статьи 378.2 Кодекса в составе кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, следовательно, балансовая (остаточная) стоимость сетей и систем инженерно-технического обеспечения не включается при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ