1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 192

<Об определении доходов ИП, не производящим выплаты физлицам, применяющим УСН, ПСН и уплачивающим ЕНВД, в целях исчисления страховых взносов в ПФР>

Министерство финансов РФ письмо от 27.03.2017 № 03-11-11/17394

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке определения доходов в целях исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, и сообщает следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса вышепоименованные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке:

— в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;

— в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 Кодекса для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Кодекса, в этих случаях не учитываются.

Уменьшение доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, или патентную систему налогообложения, на сумму произведенных расходов Кодексом также не предусмотрено.

Что касается постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 27-П, в котором Конституционный Суд Российской Федерации признал, что для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц, его доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, то данное постановление применяется только в отношении плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, что и нашло отражение в пункте 9 статьи 430 главы 34 «Страховые взносы» Кодекса, вступившей в силу с 1 января 2017 года.

Заместитель директора Департамента
Р.А. СААКЯН