Об определении места управления иностранной организацией для признания ее резидентом РФ для целей налога на прибыль

Министерство финансов РФ письмо от 06.03.2017 № 03-12-11/2/12466
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ПАО по вопросу применения положений статьи 246.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Согласно положениям пункта 1 статьи 246.2 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации в целях Кодекса признаются, в частности, иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

При этом согласно пункту 2 статьи 246.2 Кодекса местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:

исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации. Регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);

главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в Российской Федерации. При этом руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 246.2 Кодекса осуществление на территории Российской Федерации отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации, к которым, в частности, относятся стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности иностранной организации, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации такой организации или их существенную часть, само по себе не признается осуществлением управления иностранной организацией в Российской Федерации.

По мнению Департамента, исходя из указанных положений Кодекса, а также соответствующей международной практики функции, осуществляемые российской организацией как конечным акционером в отношении иностранных дочерних организаций, могут рассматриваться в качестве собственной деятельности такой российской организации, направленной на управление прямо или косвенно контролируемыми активами в ее собственных интересах при соблюдении ряда условий.

Принимая во внимание Рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых администраций от 27 июня 1995 г. (в редакции от 22 июля 2010 г.), деятельность по управлению группой и принятие управленческих решений являются «деятельностью акционера» (которая, по мнению Департамента, не является управленческой деятельностью в отношении отдельных организаций), если:

- такая деятельность осуществляется исходя из нужд самих акционеров, а не исходя из потребностей дочерних организаций;

- дочерние организации никогда не привлекли бы третьих независимых лиц для оказания такого рода услуг на возмездной основе и ни в каких случаях не осуществляли бы такого рода деятельности самостоятельно;

- экономическая выгода от ведения такой деятельности может быть прослежена на уровне группы в целом, а не на уровне отдельной иностранной организации.

Таким образом, по мнению Департамента, если функции конечного акционера по управлению и внутреннему контролю за деятельностью иностранных дочерних организаций соответствуют указанным выше принципам, такие функции не должны рассматриваться в качестве руководящего управления и их осуществление на территории Российской Федерации не приводит к признанию таких иностранных организаций налоговыми резидентами Российской Федерации.

Классификация функций, осуществляемых российской организацией в рамках централизованной системы управления, планирования и внутреннего контроля в отношении деятельности иностранных дочерних организаций, может осуществляться в том числе на основании внутренних политик и локальных нормативных актов российской организации, регламентирующих выполнение таких функций.

В случаях, когда на территории Российской Федерации осуществляются как функции, поименованные в пункте 3 статьи 246.2 Кодекса, так и иные функции, не поименованные в указанном пункте, по мнению Департамента, следует руководствоваться принципом соразмерности объема каждого вида деятельности, осуществляемого в Российской Федерации, аналогичным принципу, указанному в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 246.2 Кодекса. Осуществление на территории Российской Федерации отдельных функций, требующих принятия управленческих решений по вопросам текущей деятельности иностранных дочерних организаций, не может рассматриваться в качестве руководящего управления на территории Российской Федерации в случае, если такая деятельность осуществляется в объеме существенно меньшем, чем руководящее управление, осуществляемое в ином государстве (государствах).

В случае участия в управлении процессом производства, нефтедобычи и (или) переработки также необходимо учитывать положения пункта 4 указанной статьи, согласно которым иностранной организацией, управление которой осуществляется за пределами Российской Федерации, в частности, признается иностранная организация, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международным договор Российской Федерации по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных условий.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ