Об образовании для целей налога на прибыль постоянного представительства белорусской организации, если ее представитель реализует товары со складов в РФ

Министерство финансов РФ письмо от 23.12.2016 № 03-08-05/77654
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмами о разъяснении налогового законодательства Российской Федерации при планировании хозяйственной деятельности организации — резидента Республики Беларусь сообщает следующее.

В соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 306 Кодекса под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов.

Также согласно пункту 9 статьи 306 Кодекса иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации над нормами национального законодательства о налогах и сборах.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее — Соглашение).

Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве.

Согласно подпункту «а» пункта 3 статьи 5 Соглашения термин «постоянное представительство» не включает использование сооружений и содержание запасов товаров и изделий, принадлежащих этому предприятию, исключительно для целей их хранения или демонстрации.

Таким образом, использование сооружений и содержание запасов товаров с целью их дальнейшей реализации на регулярной основе приведет к образованию постоянного представительства иностранной организации на территории Российской Федерации и последующей обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль в Российской Федерации.

Кроме того, еще одним основанием для признания факта образования постоянного представительства может послужить деятельность лица, представляющего интересы иностранной организации в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 5 Соглашения если лицо иное, чем агент с независимым статусом, действует в одном Договаривающемся Государстве от имени предприятия другого Договаривающегося Государства, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом упомянутом Государстве в отношении любой деятельности, которую лицо осуществляет для этого предприятия, если это лицо имеет полномочия заключать контракты в этом первом Государстве от имени этого предприятия и обычно использует эти полномочия, при условии, что его деятельность не ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 3, которая если и осуществляется через постоянное место деятельности, не превращает это постоянное место деятельности в постоянное представительство согласно положениям этого пункта.

Таким образом, деятельность лица, представляющего интересы иностранной организации в Российской Федерации, приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации при наличии в совокупности следующих признаков. Во-первых, такая деятельность (т.е. деятельность через иное конкретное лицо) иностранной организации отвечает признакам постоянного представительства, т.е. осуществляется регулярно, имеет предпринимательский характер при наличии места ее осуществления. Во-вторых, лицо, представляющее интересы иностранной организации в Российской Федерации, действует от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий, и при этом такая его деятельность в интересах иностранной организации не является его основной (обычной) деятельностью.

Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов