1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать

<О порядке налогообложения дивидендов>

Министерство финансов РФ письмо от 15.10.2015 № 03-03-06/2/59085

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения дивидендов и сообщает следующее.

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 306-ФЗ) с 1 января 2014 г. внесены существенные изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс), в частности в статью 275 Кодекса.

В соответствии с новой редакцией Кодекса формула расчета налога, удерживаемого у конкретного получателя дивидендов при их выплате российской организации, указана в пункте 5 статьи 275 Кодекса.

В настоящей редакции Кодекса формула расчета налога следующая:

Н = К x СН x (Д1 – Д2),

где Н — сумма налога, подлежащего удержанию;

К — отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика — получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению российской организацией;

СН — налоговая ставка, установленная подпунктами 1 или 2 пункта 3 статьи 284 или пунктом 4 статьи 224 Кодекса;

Д1 — общая сумма дивидендов, подлежащая распределению российской организацией в пользу всех получателей;

Д2 — общая сумма дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах (за исключением дивидендов, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков — получателей дивидендов, при условии, что указанные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных российской организацией в виде дивидендов.

Департамент, учитывая изменения, внесенные в Кодекс посредством принятия Закона № 306-ФЗ, считает, что показатель Д1, используемый в формуле, применяемой для расчета суммы налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика —получателя дивидендов, включает общую сумму дивидендов, подлежащую распределению российской организацией в пользу всех получателей, в том числе и распределяемых в пользу иностранных организаций и физических лиц — нерезидентов Российской Федерации.

При определении показателя Д1 учитываются также и выплаты, с которых налог на прибыль не удерживается, в частности, это касается случаев выплаты дивидендов по акциям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, а также по акциям, составляющим имущество паевых инвестиционных фондов и публично-правовых образований.

При этом при применении указанной формулы следует учитывать, что коэффициент К, используемый в формуле пункта 5 статьи 275 Кодекса, представляет собой отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика — получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению российской организацией, также включающей дивиденды, подлежащие распределению в пользу иностранных организаций и физических лиц — нерезидентов Российской Федерации, а также выплаты, с которых налог на прибыль не удерживается.

При этом, поскольку пунктом 2 статьи 275 Кодекса не установлено иное, при определении показателя Д2 — суммы дивидендов, полученных самой организацией, распределившей дивиденды, в расчет принимаются дивиденды за минусом ранее удержанного с них налога, полученные как от российских, так и от иностранных организаций, за исключением дивидендов, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, то есть дивидендов, облагаемых по ставке 0%.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин