Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»

Правительство РФ распоряжение от 03.12.2014 № 2446-р
| нормативные правовые акты | печать

1. Утвердить прилагаемую Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при разработке и утверждении региональных и муниципальных программ построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 декабря 2014 г. № 2446-р

КОНЦЕПЦИЯ

ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА

«БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»

I. Общие положения

Реализация единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов создания устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности городов Российской Федерации.

Отсутствие единого системного подхода и возросшие требования к функциональному наполнению систем безопасности обусловили необходимость формирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.

1. Цели и задачи построения и развития

аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»

Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее - комплекс «Безопасный город») является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.

Основными задачами построения и развития комплекса «Безопасный город» являются:

формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;

разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;

обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;

построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.

Комплекс «Безопасный город» является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

2. Основные понятия

В настоящей Концепции используются следующие понятия:

«автоматизированная система» - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;

«биллинг» - процесс определения стоимости услуг, реализующий функции установления размеров тарифных ставок, определения тарификационных признаков объекта счетообложения, персонифицированного выставления счетов за пользование тарифицированными услугами;

«геолокация» - обнаружение координат реального географического положения любого объекта;

«геоинформационная система» - информационная система, оперирующая пространственными данными;

«государственная система мониторинга состояния общественной безопасности» - единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;

«дежурный план города» - единый информационный ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории муниципального образования;

«единая транспортная диспетчерская» - специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации;

«единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования» - орган повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном в единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;

«задача автоматизированной системы» - функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида;

«интегрированная автоматизированная система» - совокупность двух или более взаимоувязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую автоматизированную систему;

«информатизация» - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

«информационно-вычислительная инфраструктура» - комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов ввода, хранения и обработки информации;

«информационно-коммуникационная инфраструктура» - совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативных правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование;

«информационное обеспечение автоматизированной системы» - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее функционировании;

«информационный ресурс» - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем);

«интеграционная платформа» - комплекс программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения информационного взаимодействия сопрягаемых разнородных компонентов;

«инцидент» - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;

«комплекс средств автоматизации автоматизированной системы» - совокупность всех компонентов автоматизированной системы, за исключением людей;

«компонент автоматизированной системы» - часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;

«критически важный объект» - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;

«лингвистическое обеспечение автоматизированной системы» - совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при функционировании автоматизированной системы;

«математическое обеспечение автоматизированной системы» - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в автоматизированной системе;

«методическое обеспечение автоматизированной системы» - совокупность документов, описывающих технологию функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании автоматизированной системы;

«мониторинг объектов и грузов» - осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;

«муниципальное образование» - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

«обеспечение общественной безопасности» - реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

«объекты транспортной инфраструктуры» - технологический комплекс, включающий в себя:

железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции;

метрополитены;

тоннели, эстакады, мосты;

морские терминалы и акватории морских портов;

порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;

искусственные острова, установки и сооружения, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;

участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;

«оперативное управление» - деятельность, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении, направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом организованном контроле;

«организационное обеспечение автоматизированной системы» - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированной системы;

«пользователь автоматизированной системы» - лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или использующее результаты ее функционирования;

«пользователь (потребитель) информации» - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею;

«потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации» - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;

«правовое обеспечение автоматизированной системы» - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании автоматизированной системы;

«программное обеспечение автоматизированной системы» - совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированной системы;

«силы обеспечения общественной безопасности» - уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления, иные органы и организации, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации;

«система обеспечения общественной безопасности» - силы и средства обеспечения общественной безопасности;

«система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры» - автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов транспортной инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;

«специальное программное обеспечение» - программная часть автоматизированной системы, представляющая собой совокупность программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы;

«среда обитания» - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

«средства обеспечения общественной безопасности» - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению;

«телекоммуникационная инфраструктура» - совокупность взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи различной информации;

«техническое обеспечение автоматизированной системы» - совокупность всех технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы;

«угроза общественной безопасности» - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;

«уровень информатизации» - степень обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами;

«ущерб» - потери субъекта или группы субъектов части или всех своих ценностей;

«функция автоматизированной системы» - совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение определенной цели;

«центр обработки вызовов» - совокупность аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств связи - радио, пейджинговая связь и др.), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации пользователю;

«численность населения» - абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определенной территории;

«чрезвычайная ситуация» - совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления;

«эксплуатационный персонал автоматизированной системы» - персонал, обеспечивающий функционирование автоматизированной системы.

II. Предпосылки построения и развития комплекса

«Безопасный город»

Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания каждого субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.).

Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления).

К основным природным угрозам относятся:

возможность подтопления территории города;

сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;

появление оползней;

вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;

падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов);

задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров.

Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания.

К основным техногенным угрозам относятся:

транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы;

пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях;

обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;

аварии на магистральных трубопроводах;

аварии на подземных сооружениях;

прорывы гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;

аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;

аварии с разливом нефтепродуктов;

аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;

аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;

прорывы в сетях тепло- и водоснабжения;

старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры;

снижение надежности и устойчивости энергоснабжения;

перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;

дефицит источников теплоснабжения;

медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды;

несвоевременная и некачественная уборка улиц;

нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;

воздействие внешних факторов на качество питьевой воды;

несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности автомобильных перевозок.

Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных.

К основным биолого-социальным угрозам относятся:

инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей;

особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб;

карантинные и особо опасные болезни.

Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв.

К основным экологическим угрозам относятся:

просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее;

ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;

ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды;

резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере;

температурные инверсии над городами;

«кислородный» голод в городах;

значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

образование обширной зоны кислотных осадков;

разрушение озонового слоя атмосферы;

значительные изменения прозрачности атмосферы;

недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;

истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности.

К основным угрозам транспортной безопасности относятся:

террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и прочее);

иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, «телефонный терроризм», противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия;

криминальные действия против пассажиров;

криминальные действия против грузов;

чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью и несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.

Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др.

К основным конфликтным угрозам относятся:

нападения на объекты и их захват;

взрывы;

похищения людей;

применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ;

преступления (правонарушения), совершаемые на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах;

действия организованной преступности;

несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки.

Угрозами информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.

К основным угрозам информационной безопасности относятся:

нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;

несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами;

оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;

провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;

распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети.

Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти.

К основным управленческим (операционным) рискам относятся:

риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе с объектами муниципальной инфраструктуры;

нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения в силу несвоевременного устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций;

риски причинения ущерба среде обитания и здоровью людей, а также дополнительных материальных расходов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в силу низкой эффективности систем прогнозирования и поддержки решений.

Общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.

Настоящая Концепция предполагает в том числе создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно:

центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

служб скорой медицинской помощи;

дежурных служб территориальных центров медицины катастроф;

дежурных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации;

дежурных служб территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;

подразделений госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;

дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

дежурных служб территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

дежурно-диспетчерских служб объектов экономики;

дежурно-диспетчерских служб «01»;

дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.

III. Основные принципы построения и развития комплекса

«Безопасный город»

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (далее - главный координатор) разрабатывает стандарты функциональных и технических требований к комплексу «Безопасный город» и осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнителей мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город», нормативно-правовое и методическое обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город», контроль расходования средств федерального бюджета, выделяемых на построение и развитие комплекса «Безопасный город» по субъектам Российской Федерации.

Комплекс «Безопасный город» реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:

настоящая Концепция предполагает максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в рамках государственных программ безопасности;

построение и развитие комплекса «Безопасный город» не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предполагает создание дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в комплекс «Безопасный город»;

базовым уровнем построения и развития комплекса «Безопасный город» является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания;

комплекс «Безопасный город» базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, обеспечивает целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств;

механизмом построения и развития комплекса «Безопасный город» будет выступать федеральная целевая программа «Безопасный город»;

эксплуатация комплекса «Безопасный город» финансируется за счет средств местного бюджета в рамках полномочий муниципального образования с возможностью создания государственно-частных партнерств, а также привлечения иных источников финансирования;

настоящая Концепция предполагает широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных геоинформационных систем;

в ходе построения и развития комплекса «Безопасный город» приоритет будет отдаваться программным и аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных характеристик.

Муниципальный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития комплекса «Безопасный город». В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения на муниципальном уровне участвуют все органы местного самоуправления и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

В рамках построения и развития комплекса «Безопасный город» предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна удовлетворять рекомендуемым техническим требованиям комплекса «Безопасный город».

На региональном уровне агрегированная информация из муниципальных образований консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и полномочным представительствам Президента Российской Федерации в федеральных округах возможность:

контроля над оперативной обстановкой в регионе;

координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне;

обеспечения оперативного управления службами и ведомствами в случае региональных чрезвычайных ситуаций и в критических ситуациях.

На федеральном уровне соответствующие федеральные органы исполнительной власти имеют полный доступ ко всей информации, находящейся в общей информационной среде, и имеют возможность пользоваться ею в полном объеме соответственно правам доступа, установленным соответствующими регламентами.

Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках комплекса «Безопасный город» в части определения последовательности доступа должна быть произведена категоризация объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.

IV. Функции комплекса «Безопасный город»

Реализация мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» должна обеспечить возможность:

моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по устранению таких угроз;

регистрации и отслеживания статусов сообщений о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, в том числе на транспорте, пожарах, несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях и так далее);

улучшения имиджа органов исполнительной власти;

обеспечения органов исполнительной власти эффективными и прозрачными инструментами решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на основе оптимального взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней, специализированных служб, предприятий, учреждений и населения;

управления муниципальной инфраструктурой за счет реализации мероприятий по координации градостроительной политики муниципального образования, оптимизации транспортных потоков, обеспечению возможности взаимодействия населения и органов власти;

составления комплексных и взаимоувязанных планов проведения различных работ;

агрегирования информации через единую информационную среду на уровне высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Базовые функциональные требования к комплексу «Безопасный город» сгруппированы по следующим блокам:

безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

безопасность на транспорте;

экологическая безопасность;

координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.

1. Безопасность населения и муниципальной

(коммунальной) инфраструктуры

1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают:

а) осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том числе повреждения коммуникаций, инфраструктуры и имущества;

б) анализ видео- и аудиопотоков, включая:

автоматическую регистрацию событий на базе системы видеоанализа потока;

видеоанализ событий;

аналитику видеопотока в режиме реального времени;

идентификацию и распознавание лиц;

в) позиционирование подвижных объектов;

г) обеспечение функций общественного контроля деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

2. Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:

а) контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая:

сбор и обработку информации с датчиков;

учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;

б) обеспечение пожарной безопасности, включая:

сбор и обработку данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов;

геолокацию в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания;

предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;

моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации;

поддержку принятия решений и обеспечение возможности оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями с использованием пространственной информации;

в) обеспечение промышленной безопасности, включая:

оперативный мониторинг состояния опасных производственных объектов, а также используемых, производимых, перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаровзрывоопасных, опасных химических и биологических веществ;

мониторинг гидротехнических сооружений;

мониторинг соблюдения условий лицензирования опасных производственных объектов;

обеспечение доступа к проектной документации по опасным производственным объектам;

обеспечение производственного контроля за соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности;

учет работников, занятых на опасных производствах, учет проведения аттестации работников;

моделирование чрезвычайных ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах;

планирование и контроль необходимых мероприятий и действий;

мониторинг соблюдения нормативных требований, осуществление комплексного управления операционными рисками, связанными с экологией, охраной труда и промышленной безопасностью;

г) мониторинг доступа на охраняемые государственные объекты, включая:

организацию доступа к видеопотоку с камер, принадлежащих государственным объектам;

фиксацию событий несанкционированного проникновения в охраняемую зону (нарушение периметра) и уведомление о нем соответствующих служб;

геолокацию в режиме реального времени экстренных ситуаций несанкционированного доступа на объекты;

акустический мониторинг (крики, удары, хлопки, выстрелы, бой стекла);

д) обеспечение экстренной связи, включая:

обеспечение возможности предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством специальных устройств (типа «гражданин - полиция»), расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах частого скопления людей и потенциально опасных местах;

геолокацию точки вызова экстренной службы;

отслеживание ситуации через доступ к видеопотоку в режиме реального времени;

е) создание системы индикаторов и профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая:

категоризацию рисков по ряду критериев;

формирование базы данных профилей по каждому риску;

формирование базы данных по уже произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по устранению;

прогнозирование сценариев развития чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев предотвращения чрезвычайных ситуаций.

3. Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда с использованием технических средств, развернутых в рамках комплекса «Безопасный город», предусматривает:

а) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

б) прогнозирование, сценарное моделирование и выявление угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны;

в) обеспечение межведомственного взаимодействия в рамках осуществления комплекса мер по предотвращению угроз объектам государственной охраны;

г) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда.

4. Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает:

а) ведение реестров объектов капитального строительства в составе:

реестров объектов капитального строительства с указанием расположения внутренних инженерных коммуникаций;

реестров технических условий по различным видам инженерного обеспечения объектов капитального строительства и земельных участков;

б) ведение реестров электросетей, трасс линий электропередачи и энергетического хозяйства в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах электроснабжения и электросетях;

реестра ремонтных работ на объектах энергетической инфраструктуры;

в) ведение реестров сетей и сооружений водоснабжения в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах водоснабжения;

паспортных данных объектов водоснабжения;

данных гидравлического расчета сетей водоснабжения;

реестра ремонтных работ;

г) ведение реестров тепловых сетей в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах теплоснабжения;

паспортных данных объектов теплоснабжения;

данных теплогидравлического расчета сетей теплоснабжения;

реестра ремонтных работ;

д) ведение реестров дорог в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах транспортной инфраструктуры;

паспортных данных объектов транспортной инфраструктуры;

реестра ремонтных работ;

е) ведение реестров телекоммуникаций в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах телекоммуникации;

паспортов объектов телекоммуникации;

реестров ремонтных и строительных работ;

ж) ведение социального реестра в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах социальной сферы, а именно детских дошкольных учреждениях, школах, лечебно-профилактических учреждениях, спортивных учреждениях, базах отдыха;

базы данных персонала, аккредитованного к работе на объектах социальной сферы;

базы данных демографических и социальных характеристик населения;

з) ведение реестров мест обработки и утилизации отходов;

и) ведение реестров природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства в составе:

пространственной информации об особо охраняемых территориях, зеленых насаждениях, парках и рекреационных зонах;

базы данных о промышленных предприятиях и их влиянии на экологию;

расчетных прогнозных моделей зон распространения выбросов от промышленных предприятий и влияния выбросов на среду жизнедеятельности населения.

5. Обеспечение информационного комплекса градоуправления предусматривает:

а) ведение электронного плана города;

б) ведение «дежурного плана города», включая:

обеспечение возможности приема документов об изменениях на дежурных планшетах города и предоставление возможности занесения семантической информации;

обеспечение «выкопировками» из генерального плана территории всех структур, осуществляющих строительную деятельность;

в) поддержку принятия решений при управлении муниципальными активами, включая:

планирование ремонтных работ и обслуживания;

планирование застройки и переноса объектов;

моделирование возможных ситуаций при застройке территорий и прокладке инфраструктуры;

г) мониторинг и профилактику безопасности в социальной сфере, включая:

санитарно-эпидемиологический контроль, в том числе мониторинг заболеваемости населения, мониторинг инфекционных, паразитарных болезней и отравлений людей, мониторинг особо опасных болезней сельскохозяйственных животных и рыб, мониторинг карантинных и особо опасных болезней;

профилактику предотвращения преступлений и чрезвычайных ситуаций на базе анализа расположения и доступности объектов социальной инфраструктуры, статистики правонарушений, включая мониторинг продовольственной безопасности, мониторинг правонарушений в торговле, включая случаи выявления просроченных товаров, контрафактной продукции, нарушений в области лицензирования и правил торговли.

2. Безопасность на транспорте

1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:

а) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая:

круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения;

фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;

б) видеоанализ, включая:

выявление потенциально опасных событий на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

восстановление хронологии происшествий;

отслеживание маршрутов транспортных средств.

2. Обеспечение безопасности дорожного движения предусматривает:

а) управление логистикой общественного и личного транспорта;

б) организацию и управление муниципальным парковочным пространством;

в) моделирование транспортных потоков на основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации;

г) динамическое прогнозирование дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения;

д) геолокацию и фиксацию событий (инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города;

е) обеспечение функций общественного контроля над работой представителей правоохранительных структур на местах.

3. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:

а) экстренную связь на транспортных средствах (автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте), включая:

автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;

геолокацию точки вызова;

подготовку населения в области гражданской обороны;

б) экстренную связь на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэродромах, аэропортах, объектах систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также на иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданиях, сооружениях, устройствах и оборудовании), включая:

автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;

геолокацию точки вызова;

подготовку населения в области гражданской обороны;

в) информирование о чрезвычайных ситуациях на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, включая:

идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на транспортных средствах с визуализацией на электронной карте города;

идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на объектах транспортной инфраструктуры с визуализацией на электронной карте города;

обеспечение доступа к видеопотоку с транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;

г) контроль маршрутов движения общественного транспорта, включая:

фиксацию отклонений от заданных маршрутов;

контроль времени прохождения пути, средней скорости;

аналитику по различным характеристикам перемещений общественного транспорта;

фиксацию на основе видеонаблюдения нарушений условий договоров с частными перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки;

д) мониторинг маршрутов воздушных судов, водных судов и железнодорожного транспорта;

е) контроль результатов технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, включая:

автоматизированный сбор данных технических средств мониторинга и контроля транспортной инфраструктуры в целях последующей аналитической обработки;

информационно-аналитическое обеспечение деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;

ж) контроль технического состояния транспортных средств, включая:

получение и обработку информации о состоянии транспортных средств;

автоматическое отслеживание необходимости планового технического обслуживания;

з) обеспечение автоматизированной проверки и учета данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков, контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, включая:

сбор и анализ информации с тахографов;

учет карточек водителей, проверку на предмет соблюдения условий договоров об осуществлении пассажирских перевозок;

и) организацию системы информирования населения о работе общественного транспорта и дорожной ситуации, включая:

предоставление информации о маршрутах и об актуальном расписании движения общественного транспорта;

информирование о фактической дорожной ситуации и ее динамике.

3. Экологическая безопасность

1. Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. Обеспечение взаимодействия природопользователей и контролирующих органов предусматривает:

а) информационное обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды;

б) предоставление доступа к единой нормативной и отчетной базе природопользователей;

в) организацию возможности удаленной подачи отчетности и оплаты штрафов за нарушения требований природоохранного законодательства.

3. Контроль в области обращения с отходами предусматривает:

а) контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов;

б) мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий городов в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест размещения и захоронения отходов.

4. Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий предусматривают:

а) мониторинг загрязнения окружающей среды;

б) мониторинг состояния суши;

в) мониторинг водных ресурсов;

г) мониторинг невозобновляемых природных ископаемых;

д) контроль состояния почв;

е) мониторинг сейсмической активности и обеспечение сейсмической безопасности;

ж) мониторинг гидрологической обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях;

з) мониторинг гидрометеорологической обстановки;

и) мониторинг лесопожарной опасности;

к) прогнозирование сценариев развития и последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных условий;

л) мониторинг экологической обстановки на особо охраняемых природных территориях местного значения.

4. Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие

1. Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:

а) прием и обработку обращений по всем текущим вопросам жизнеобеспечения города, включая:

автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих звонков;

автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих электронных писем;

хранение информации об обращениях и об инициаторе обращения;

статическую и интеллектуальную маршрутизацию обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру абонента);

геолокацию и визуализацию на рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке клиента;

контроль качества работы операторов;

планирование расписания рабочих смен операторов;

б) мониторинг статусов обращений, включая:

контроль обработки и исполнения заявки со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб;

оперативное предоставление всем службам доступа к оперативной и архивной информации, касающейся инцидента в соответствии с правами доступа;

контроль качества исполнения заявки муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы всех служб и ведомств);

в) геофиксацию событий на электронной карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с возможностью детализации информации по любым запросам разной тематической направленности.

2. Организация межведомственного взаимодействия предусматривает:

а) управление взаимодействием муниципальных служб, включая:

создание единого информационного пространства, в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб оперативного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над инцидентом;

организацию межведомственного взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб;

формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования;

контроль хода исполнения поручения;

обеспечение сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения;

б) обеспечение доступа к информационной базе градоуправления и архитектуры, включая:

получение оперативной информации о воздействии события на муниципальную инфраструктуру с отображением на электронной карте;

организацию и координацию совместной работы различных муниципальных служб и служб оперативного реагирования;

в) обеспечение безопасного хранения и обработки данных, включая:

обеспечение защищенного доступа к информации с использованием средств криптографической защиты информации;

автоматическое архивирование и обеспечение хранения видео- информации и отчетной информации об инцидентах и всей сопутствующей информации;

формирование отчетных форм для муниципальных органов власти, бизнеса, населения с гибким механизмом настройки и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за любой период времени;

обеспечение возможности формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;

обеспечение качественного обмена информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого уровня.

V. Целевая архитектура и основные системы комплекса

«Безопасный город»

1. Принципиальная техническая архитектура комплекса

«Безопасный город»

Комплекс «Безопасный город» базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Единая (общая) информационно-коммуникационная инфраструктура комплекса «Безопасный город» строится по модульному принципу с возможностью включения в единый контур управления и информационного обмена (от муниципального до федерального уровня включительно) элементов уже существующей инфраструктуры муниципальных образований в рамках реализации федеральными органами исполнительной власти собственных программ, обеспечивающих общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания.

Инфраструктура комплекса «Безопасный город» базируется на единых для всех муниципальных образований функциональных и технических требованиях к компонентам комплекса «Безопасный город» и форматах обмена данными между элементами инфраструктуры.

Принципиальная техническая архитектура комплекса «Безопасный город» объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления (уровень муниципальных образований, уровень субъекта Российской Федерации, федеральный уровень).

2. Уровни инфраструктуры комплекса «Безопасный город»

1. На уровне муниципального образования (муниципальный уровень) инфраструктура комплекса «Безопасный город» включает в себя:

а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса «Безопасный город»;

б) комплекс периферийных устройств, включающий оконечные устройства, аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающие возможность приема, распределенной обработки и передачи данных;

в) информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса «Безопасный город», в том числе:

интеграционную платформу обмена данными, которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами комплекса «Безопасный город», а также системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (включая автоматизированные системы центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС», региональные навигационно-информационные системы, систему сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры «СС ТМК» и др.);

интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков;

геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса «Безопасный город»;

единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса «Безопасный город»;

систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;

прикладные функциональные системы, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователей комплекса «Безопасный город»;

пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы и мобильные приложения;

г) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;

д) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса «Безопасный город», в составе систем кондиционирования, пожаротушения, энергоснабжения, резервного электропитания, контроля и управления доступом.

2. На уровне субъекта Российской Федерации (региональный уровень) инфраструктура комплекса «Безопасный город» включает в себя:

а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса «Безопасный город» в муниципальных образованиях и компонентами комплекса «Безопасный город» уровня субъекта Российской Федерации;

б) информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса «Безопасный город», в том числе:

интеграционную платформу обмена данными, обеспечивающую передачу и обработку данных между компонентами комплекса «Безопасный город» в соответствии с определенными правилами и алгоритмами;

интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичную аналитику видеопотоков;

геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса «Безопасный город»;

единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса «Безопасный город»;

систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;

прикладные функциональные системы уровня субъекта Российской Федерации, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователей комплекса «Безопасный город» на уровне субъекта Российской Федерации;

пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы, мобильные приложения;

в) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;

г) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса «Безопасный город» на уровне субъекта Российской Федерации.

3. На уровне Российской Федерации (федеральном уровне) обеспечивается сопряжение существующих и перспективных федеральных информационных (информационно-управляющих) систем в сфере обеспечения безопасности с региональной информационно-коммуникационной инфраструктурой комплекса «Безопасный город».

3. Прикладные функциональные системы комплекса

«Безопасный город»

1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры предусматривает:

а) сегмент обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений на территории муниципального образования, включающий следующие компоненты:

управление видеопотоками;

мониторинг и видеоанализ предупреждения и профилактики правонарушений;

оценка качества деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

позиционирование и управление мобильным персоналом (управление нарядами, включенными в состав комплексных сил по обеспечению правопорядка на улицах и иных общественных местах);

фиксация правонарушений и контроль обеспечения правопорядка и другие;

б) сегмент предупреждения и защиты города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, включающий следующие компоненты:

мониторинг и управление работой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных сбоями в работе коммунальной инфраструктуры;

управление ремонтными работами на объектах муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникающих при нарушении правил пожарной безопасности;

обеспечение безопасности охраняемых объектов, придомовых территорий и объектов социального назначения;

обеспечение экстренной связи;

система информирования и оповещения населения (региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения гражданской обороны);

моделирование предпосылок и оценка последствий чрезвычайных ситуаций и др.;

в) сегмент взаимодействия с реестрами, включающий следующие компоненты:

земельный муниципальный реестр;

реестр электросетей;

реестр сетей и сооружений водоснабжения;

реестр тепловых сетей;

реестр дорог;

реестр телекоммуникаций;

социальный реестр;

реестр мест обработки и утилизации отходов;

реестр природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства;

г) сегмент взаимодействия с комплексом градоуправления, включающий следующие компоненты:

электронный план города;

дежурный план города;

поддержка принятия решений при управлении муниципальными активами;

социальная безопасность в составе:

медицинской геоинформационной системы;

ветеринарной геоинформационной системы;

реестра объектов социальной инфраструктуры и др.

2. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:

а) сегмент обеспечения правопорядка на дорогах, включающий следующие компоненты:

фиксация правонарушений на дорогах;

видеоаналитика происшествий;

контроль и управление мобильным персоналом (экипажами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) и др.;

б) сегмент обеспечения безопасности дорожного движения, включающий следующие компоненты:

интеллектуальное управление светофорами;

геоинформационная система планирования дорожной сети;

геоинформационная система мониторинга дорожной обстановки;

автоматическая фиксация событий на дорогах;

управление парковочным пространством;

биллинг и др.;

в) сегмент обеспечения безопасности на транспорте, включающий следующие компоненты:

единая транспортная диспетчерская;

система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

видеомониторинг и анализ оперативной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

мониторинг маршрутов транспортных средств (автомобильных, воздушных, водных и железнодорожных);

экстренная связь, информирование и оповещение на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

управление общественным транспортом;

контроль технического состояния транспортных средств;

сбор результатов технического мониторинга и контроль объектов транспортной инфраструктуры;

контроль деятельности перевозчиков и др.

3. Обеспечение экологической безопасности предусматривает:

а) сегмент геоэкологического планирования, включающий следующие компоненты:

реестр природопользователей;

геоинформационная система экологии;

учет нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

документооборот в процессе планирования и осуществления муниципального экологического контроля;

мониторинг выполнения предписаний, выданных по результатам муниципального экологического контроля;

отчетно-аналитическая система природопользователей;

нормативно-справочная база природопользователей;

отчетный комплекс природопользователей;

биллинг;

б) сегмент предоставления гидрометеорологической информации, включающий следующие компоненты:

предоставление оперативной гидрометеорологической информации;

геоинформационная система сейсмической активности;

геоинформационная система гидрологии;

в) сегмент экомониторинга, включающий следующие компоненты:

геоинформационная система мониторинга экологической обстановки, включая подсистемы мониторинга состояния суши, водных ресурсов, невозобновляемых природных ископаемых, контроль состояния почв;

геоинформационная система мониторинга природных явлений;

геоинформационная система мест захоронений отходов;

система контроля транспортных средств, осуществляющих вывоз и утилизацию отходов.

4. Управление оперативной обстановкой в городе предусматривает:

а) единый центр оперативного реагирования, включающий следующие компоненты:

ситуационный центр;

управление многофункциональным центром обработки вызовов;

регистрация и обработка обращений;

контроль поручений;

управление инцидентами;

геомониторинг муниципальных служб;

оперативное управление логистикой оперативных служб и др.;

б) единую информационную систему города, включающую следующие компоненты:

межведомственное взаимодействие;

геоинформационная система оперативного градостроительного комплекса;

официальный сайт единой информационной системы города;

в) систему безопасного хранения и обработки данных, включающую следующие компоненты:

муниципальный архивный комплекс;

муниципальный отчетно-аналитический комплекс;

комплекс информационной безопасности.

5. На уровне субъектов Российской Федерации пользовательский функционал систем комплекса «Безопасный город» органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти обеспечивается в соответствии с правами доступа, определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для осуществления оперативного обмена информацией между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на базе заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предполагается наличие (либо внедрение) систем, сопряженных с соответствующими системами на муниципальном уровне. Доступ заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к данным всех органов местного самоуправления обеспечивается путем организации маршрутизации данных через единый центр оперативного реагирования.

На уровне федеральной информационной среды комплекса «Безопасный город» пользовательский функционал систем комплекса «Безопасный город» федеральных органов исполнительной власти определяется в соответствии с правами доступа, определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти обеспечиваются оперативным доступом (по открытому протоколу) к данным субъектов Российской Федерации, консолидированным по каждому региону в рамках реализации комплекса «Безопасный город», соответственно регламентам межведомственного взаимодействия. Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба охраны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации обеспечиваются непосредственным оперативным доступом к данным органов местного самоуправления муниципальных образований путем организации соответствующей маршрутизации данных через единый центр оперативного реагирования.

Мероприятия по реализации настоящей Концепции на 2015 - 2020 годы предполагают организацию согласованного и эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти всех уровней.

VI. Взаимодействие органов государственной власти всех

уровней в рамках комплекса «Безопасный город»

На федеральном уровне главным координатором по вопросам внедрения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, а также главным распорядителем бюджетных средств, направленных на реализацию настоящей Концепции, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В функции главного координатора входят:

утверждение единых функциональных и технических требований к системам комплекса «Безопасный город»;

утверждение и контроль исполнения плана мероприятий в рамках реализации настоящей Концепции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

разработка и утверждение регламентов взаимодействия между органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в части построения и развития комплекса «Безопасный город» с учетом их внутренних регламентов в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

постановка и контроль выполнения критериев и показателей эффективности использования комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях.

Соисполнителями мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» на федеральном уровне могут являться следующие федеральные органы исполнительной власти:

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Министерство юстиции Российской Федерации;

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Федеральная служба охраны Российской Федерации;

Федеральная служба по финансовому мониторингу;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство образования и науки Российской Федерации;

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока;

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство спорта Российской Федерации;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Министерство транспорта Российской Федерации;

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Министерство энергетики Российской Федерации;

Федеральная миграционная служба;

Федеральное космическое агентство.

В функции соисполнителей на федеральном уровне входит реализация мероприятий по построению комплекса «Безопасный город» в рамках исполнения плана внедрения и развития комплекса «Безопасный город» по соответствующим ведомственным направлениям.

На уровне субъектов Российской Федерации координаторами по вопросам внедрения и развития комплекса «Безопасный город» выступают уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К функциям координаторов на уровне субъекта Российской Федерации относятся:

утверждение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса «Безопасный город» и его сегментов в муниципальных образованиях;

формирование региональных программ, обеспечивающих финансирование мероприятий в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, на региональном и муниципальном уровнях;

мониторинг реализации плана мероприятий в рамках внедрения и развития сегментов комплекса «Безопасный город» на региональном и муниципальном уровнях;

выполнение критериев и показателей эффективности использования комплекса «Безопасный город», установленных главным координатором для субъектов Российской Федерации.

На муниципальном уровне для реализации задач и функций комплекса «Безопасный город» предусмотрена возможность создания государственно-частного партнерства.

Соисполнители в рамках построения и развития комплекса «Безопасный город» на муниципальном уровне определяются в зависимости от организационной структуры муниципальных образований, однако должны включать службы и подразделения, ответственные за следующие функциональные направления обеспечения жизнедеятельности муниципального образования в области:

внедрения и сопровождения информационных технологий;

экономического планирования и экономической политики;

делопроизводства;

архитектурного планирования и градостроения;

капитального строительства и ремонтных работ;

жилищно-коммунального хозяйства;

транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры;

здравоохранения;

санитарно-эпидемиологического контроля;

средств массовой информации и рекламы;

культуры;

торговли и услуг;

имущества;

обеспечения труда и занятости населения;

социальной защиты населения;

физической культуры и спорта;

семейной и молодежной политики.

К функциям соисполнителей на муниципальном уровне относятся:

определение приоритетных направлений информатизации муниципального образования согласно утвержденным главным координатором функциональным и техническим требованиям построения и развития сегментов комплекса «Безопасный город»;

формирование муниципальных программ, предусматривающих финансирование построения и развития сегментов комплекса «Безопасный город» на муниципальном уровне;

реализация мероприятий в рамках исполнения утвержденного плана построения и развития комплекса «Безопасный город» на муниципальном уровне в соответствии с заданными главным координатором функциональными и техническими стандартами;

выполнение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса «Безопасный город» и его сегментов, установленных соответствующим субъектом Российской Федерации;

обеспечение и координация взаимодействия с коммерческими предприятиями в рамках мероприятий по реализации настоящей Концепции;

обеспечение функционирования и эксплуатации комплекса «Безопасный город» и его сегментов на муниципальном уровне.

VII. План реализации настоящей Концепции

Мероприятия, необходимые для эффективного достижения целей обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания, в рамках настоящей Концепции могут быть разделены на следующие основные группы:

подготовка нормативной правовой и регламентной базы для реализации настоящей Концепции;

формирование источников финансирования настоящей Концепции;

формирование технической базы для реализации настоящей Концепции;

реализация мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации.

Реализация настоящей Концепции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также путем подготовки соответствующих нормативных правовых актов на муниципальном и региональном уровнях, направленных на создание условий эффективного межведомственного взаимодействия, возможности интеграции с другими информационными и техническими системами и программами для оптимального использования бюджетных средств за счет исключения дублирования различных систем.

Реализация настоящей Концепции предполагается в 4 этапа.

В рамках первого этапа (декабрь 2014 г. - апрель 2015 г.) запланированы следующие мероприятия:

разработка единых технических требований к комплексу «Безопасный город»;

разработка плана мероприятий по реализации настоящей Концепции на 2015 - 2020 годы;

определение приоритетных направлений и оценочной стоимости мероприятий по реализации комплекса «Безопасный город» в пилотных регионах, в которых предполагается создание опытных участков систем комплекса «Безопасный город» (далее - пилотные регионы);

категоризация объектов информатизации и организационно-технологических процедур в рамках комплекса «Безопасный город» на базе пилотных регионов;

разработка типовых ситуационных моделей информационного взаимодействия служб и ведомств на базе пилотных регионов;

подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

подготовка предложений по обеспечению финансирования мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией.

В рамках второго этапа (апрель 2015 г. - декабрь 2015 г.) запланированы следующие мероприятия:

разработка общего регламента организации межсистемного и межведомственного взаимодействия в рамках комплекса «Безопасный город»;

подготовка проекта подпрограммы построения и развития комплекса «Безопасный город» в рамках соответствующей государственной программы с наполнением ее консолидированными финансовыми средствами путем перераспределения средств из реализуемых государственных и федеральных целевых программ, направленных на решение задач в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

подготовка региональных и муниципальных целевых программ построения и развития комплекса «Безопасный город» в пилотных регионах;

утверждение очередности построения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации;

реализация опытных участков систем комплекса «Безопасный город» в пилотных регионах;

определение объема и оценочной стоимости мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» во всех субъектах Российской Федерации;

формирование системы ключевых показателей эффективности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отвечающих за построение и развитие комплекса «Безопасный город» на своих уровнях.

В рамках третьего этапа (январь 2016 г. - июнь 2016 г.) запланированы следующие мероприятия:

апробация опытных участков систем комплекса «Безопасный город» в пилотных регионах;

анализ эффективности реализованных в муниципальных образованиях пилотных регионов решений, проведение оценки результатов и разработка оптимизационных решений;

подготовка региональных и муниципальных целевых программ построения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации;

подготовка к тиражированию архитектуры комплекса «Безопасный город» в масштабах всей страны.

В рамках четвертого этапа (июнь 2016 г. - декабрь 2020 г.) запланированы следующие мероприятия:

построение и развитие комплекса «Безопасный город» во всех субъектах Российской Федерации;

мониторинг и контроль реализации эффективности реализованных мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город».

VIII. Критерии и показатели оценки эффективности

использования комплекса «Безопасный город» и его сегментов

1. Критериями и показателями оценки эффективности использования комплекса «Безопасный город» по основным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и общественной безопасности являются:

а) повышение готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению возложенных задач, включая:

повышение оперативности служб экстренного реагирования;

повышение уровня готовности объектов мобилизационного значения к выполнению задач;

профилактику и повышение уровня готовности объектов оповещения к выполнению задач;

снижение времени мобилизации человеческих ресурсов и техники;

б) повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений, включая:

охват всех потенциальных рисков для среды обитания, в том числе мониторинг критически важных или потенциально опасных объектов, муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, социальной сферы;

повышение точности прогнозирования и эффективности управления рисками при разноплановых угрозах общественной безопасности, реагирования на криминальные и террористические угрозы, обеспечения предупреждения техногенных аварий, обеспечения устойчивого функционирования органов управления, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, важных и особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения;

повышение качества системы поддержки принятия решений;

в) снижение количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, гибели и травматизма людей, включая:

снижение количества правонарушений на 100000 жителей (снижение количества преступлений, связанных с оборотом наркотиков, увеличение доли раскрытых преступлений в общем количестве совершенных незаконных действий, увеличение числа предотвращенных чрезвычайных ситуаций, увеличение числа раскрытых экономических преступлений, снижение количества нарушений в сфере экологии и природопользования);

снижение количества жертв и объема ущерба при чрезвычайных ситуациях (увеличение числа спасенных на одного погибшего при чрезвычайных ситуациях, повышение доли чрезвычайных ситуаций, устраненных без жертв, в общем количестве произошедших чрезвычайных ситуаций);

г) контроль миграционных движений, включая:

снижение доли иностранных граждан, находящихся в городе с нарушением порядка пребывания, установленного законодательством Российской Федерации;

снижение количества преступлений, совершенных иностранными гражданами, на 100000 жителей;

д) максимизация социально-экономических эффектов, включая:

минимизацию ущерба от чрезвычайных ситуаций (оценка в рублях на площадь зоны чрезвычайных ситуаций, кв. метров);

повышение собираемости налоговых и иных платежей за счет повышения качества контроля над внутренними и внешними потоками миграции населения;

прямую экономическую эффективность от реализации настоящей Концепции, достигаемую за счет повышения скорости реагирования участников комплекса «Безопасный город» на происшествия и чрезвычайные ситуации, а также сокращения времени устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий;

прямую экономическую эффективность от сокращения расходов на регулярное обслуживание муниципальной инфраструктуры за счет эффективного планирования расходов, обеспечения единой информационной среды для всех участников комплекса «Безопасный город» и повышения контроля над исполнением поручений;

прямую экономическую эффективность от получения дополнительных доходов, получаемых от предоставления дополнительных услуг коммерческим предприятиям;

косвенную экономическую эффективность от сокращения экономического ущерба в 2015 - 2020 годах, в том числе недополученного дохода консолидированного бюджета Российской Федерации за счет гибели людей, увечий и травм людей при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, за счет материального ущерба, рассчитываемого как сумма прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.

2. Целевые значения по каждому из указанных критериев эффективности устанавливаются следующим образом:

а) для органов местного самоуправления муниципальных образований - главами субъектов Российской Федерации с учетом текущего положения и ресурсов конкретного муниципального образования;

б) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - главным координатором с учетом текущего положения и ресурсов конкретного субъекта Российской Федерации.

IX. Финансирование

Финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для построения и развития комплекса «Безопасный город». Финансирование указанных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Инструментом финансирования мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» в рамках реализации комплекса «Безопасный город» является федеральная целевая программа.

Финансирование этих мероприятий осуществляется путем ежегодного выделения ассигнований из федерального бюджета непосредственно главному координатору.

Главный координатор, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в части своих полномочий обеспечивают финансирование мероприятий по построению, развитию и эксплуатации комплекса «Безопасный город». Муниципальные образования в рамках этих мероприятий вправе привлекать внебюджетные источники финансирования при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечении гарантий соблюдения государственных интересов Российской Федерации.

В рамках мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» возможно привлечение средств:

организаций, осуществляющих специализированную деятельность в области медицинского обеспечения, изготовления, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, содержания и ремонта дорог, предоставления услуг фото- и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения;

организаций, занимающихся подготовкой и переподготовкой участников дорожного движения, перевозками грузов и пассажиров, оказанием консультационных и информационных услуг, телекоммуникационных услуг и услуг связи, мониторингом экологической ситуации и охраной окружающей среды, поставкой энергоресурсов, обеспечением водоснабжения и водоотведения, предоставлением жилищно-коммунальных услуг и строительством;

общественных организаций (союзов, ассоциаций) и иных организаций, вовлеченных в обеспечение безопасности и комфорта среды обитания населения.

Частные инвестиции будут направлены на построение и развитие коммерческих сервисов, использующих инфраструктуру, создаваемую в рамках построения и развития комплекса «Безопасный город».

Привлечение средств внебюджетных источников основывается на принципе добровольности организаций профинансировать мероприятия по построению и развитию комплекса «Безопасный город». Заинтересованность организаций в финансировании этих мероприятий выражается в том, что они могут получить реальный экономический эффект от реализации коммерческих услуг в составе комплекса «Безопасный город».

В качестве механизмов привлечения внебюджетных средств может использоваться инвестиционный налоговый кредит, государственно-частное партнерство и иные виды государственной поддержки.

Основаниями для предоставления инвестиционного кредита могут быть проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов оборудования для целей обеспечения комплексной безопасности среды обитания, выполнение организацией особо важного заказа в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания или предоставления особо важных услуг населению.