1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 296

<Об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций, а также об изменении учетной политики в части порядка переоценки ОС>

Министерство финансов РФ письмо от 23.04.2015 № 03-05-05-01/23462

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу разъяснения применения норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налога на имущество организаций и сообщает.

Минфину России в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставлены полномочия по разъяснению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе по главе 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса.

Что касается нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то эти акты не относятся к законодательству о налогах и сборах и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Пунктами 1 и 3 статьи 375 Кодекса определено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей. При определении среднегодовой стоимости имущества учитывается остаточная стоимость основных средств, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 Кодекса определяется без учета таких затрат.

Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Согласно пункту 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

В соответствии с пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, при формировании учетной политики предполагается, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).

Порядок изменения учетной политики организации определен пунктом 10 ПБУ 1/2008. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

В силу ПБУ 1/2008 организация при формировании учетной политики самостоятельно может определить в рамках пункта 15 ПБУ 6/01 в учетной политике порядок проведения переоценки основных средств (например, периодичность проведения переоценки, группы однородных объектов основных средств и т.п.).

Следовательно, по мнению Департамента, в случае изменения условий хозяйствования или иных факторов, способных оказать существенное влияние на финансовое положение организации или финансовые результаты экономической деятельности, организация может внести изменения в учетную политику, в том числе в части изменения порядка проведения переоценки основных средств. При этом изменение учетной политики должно быть обоснованным (в том числе с учетом допущение последовательности применения учетной политики) и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
В. ПРОКАЕВ