1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 142

<Об определении суммы пеней за несвоевременное перечисление авансовых платежей, если она превысила сумму исчисленного налога, уплачиваемого в связи с применением УСН>

Министерство финансов РФ письмо от 24.02.2015 № 03-11-06/2/9012

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмот­рел обращение по вопросу об определении размера пеней по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и сообщает следующее.

Пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной им в пункте 14 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.21 Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса предусмотрено, что в случае если у налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, то ими уплачивается минимальный налог.

Исходя из вышеуказанного разъяснения Пленума Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации следует, что сумма пеней, начисленных за несвоевременное перечисление суммы авансовых платежей, которая превышает сумму исчисленного за соответствующий налоговый период в установленном порядке налога, подлежит соразмерному в отношении этой суммы налога уменьшению.

Вместе с тем полагаем, что указанный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленных за первый квартал, полугодие и девять месяцев, больше суммы минимального налога, уплаченного за налоговый период в порядке, установленном пунк­том 6 статьи 346.18 Кодекса.

При этом следует иметь в виду, что заполнение строк 030, 040, 050, 060 и 070 раздела 1 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2013 год в вышеуказанном случае следовало производить в общеустановленном порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. № 58н.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. СААКЯН