1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать

<О представлении информации о порядке налогообложения акцизом пивоваренной отрасли и режиме регулирования ставки акцизов на алкогольную продукцию>

Федеральная налоговая служба письмо от 14.11.2014 № ГД-4-3/23606

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о представлении информации о порядке налогообложения акцизом пивоваренной отрасли и режиме регулирования ставки акцизов на алкогольную продукцию и сообщает следующее.

1. В соответствии с подпунк­том 3 пунк­та 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, являются подакцизными товарами.

Согласно положениям статьи 179 Налогового кодекса плательщиками акцизов на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (далее — подакцизные товары), признаются:

— организации и индивидуальные предприниматели, реализующие произведенный ими подакцизный товар;

— лица, осуществляющие перемещение подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации и в иных случаях, преду­смотренных главой 22 «Акцизы» Налогового кодекса.

2. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров, исходя из налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В соответствии со статьей 187 Налогового кодекса налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Ставки акцизов на период с 01.01.2014 по 31.12.2016 утверждены Федеральным законом от 30.09.2013 № 269-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 269-ФЗ), принятым в соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренными Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года.

При установлении ставок акциза на алкогольную продукцию Правительством Российской Федерации учитывается необходимость решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы бюджета Российской Федерации, ограничение потребления алкогольной продукции, а также воздействие на структуру потребления в пользу слабоалкогольной продукции.

Налогообложение пива осуществляется по ставкам акциза, дифференцированным в зависимос­ти от нормативного содержания в нем объемной доли этилового спирта.

Так, согласно положениям Закона № 269-ФЗ и пунк­ту 1 статьи 193 Налогового кодекса, налогообложение подакцизных товаров в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 будет осуществляться по следующим ­ставкам:

Наименование подакцизного товара

Налоговые ставки (в рублях за единицу измерения)

с 01.01.2014 по 31.12.2014

с 01.01.2015 по 31.12.2015

с 01.01.2016 по 31.12.2016

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% включительно

0 рублей за 1 литр

0 рублей за 1 литр

0 рублей за 1 литр

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива

18 рублей за 1 литр

20 рублей за 1 литр

21 рубль за 1 литр

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6%

31 рубль за 1 литр

37 рублей за 1 литр

39 рублей за 1 литр

3. Согласно статье 192 Налогового кодекса налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.

4. При осуществлении операций с подакцизными товарами подлежащих обложению акцизами, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.06.2011 № ММВ-7-3/369@.

5. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае неуплаты, неполной уплаты акцизов и уплаты акциза с нарушением установленного срока налоговый орган взыскивает сумму налога и соответствующие пени в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом.

6. В соответствии со статьей 200 Налогового кодекса суммы акциза, предъявленные продавцом и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров (в том числе уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации), подлежат вычету.

По общему правилу применения налоговых вычетов, предусмот­ренных статьей 201 Налогового кодекса, суммы акцизов принимаются к вычету только при условии их фактической уплаты и списания использованного подакцизного сырья на затраты по производству других подакцизных товаров.

7. Акцизами облагается ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются таможенным законодательством Российской Федерации.

8. При реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при представлении в налоговый орган банковской гарантии. Такая банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным пунк­том 2 статьи 184 Налогового кодекса.

При отсутствии банковской гарантии налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

Впоследствии уплаченные суммы акциза подлежат возмещению пос­ле представления налогоплательщиком до­кумен­тов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

9. В настоящее время порядок взимания акцизов на подакцизные товары в государствах — членах Таможенного союза регламентирован следующими до­кумен­тами:

1) Соглашение от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном ­союзе»;

2) Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Протокол).

Взимание акцизов по подакцизным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного сою­за, за исключением подакцизных товаров Таможенного союза, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, осуществляется налоговыми органами.

Взимание акциза по подакцизным товарам Таможенного союза, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза, осуществляется таможенными органами в порядке, установленном статьей 186.1 Налогового кодекса.

Основополагающими принципами, применяющимися при исчислении акцизов во взаимной торговле подакцизными товарами с государствами — членами Таможенного сою­за, являются:

— при экспорте товаров применяется освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии до­кумен­тального подтверждения факта экспорта. Порядок применения освобождения от уплаты акциза при экспорте подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию государств — членов Таможенного союза регламентирован статьей 1 Протокола;

— при импорте товаров на территорию одного государства — участника Таможенного союза с территории другого государства — участника Таможенного союза акцизы взимаются налоговыми органами государства-импортера в соответствии со статьей 2 Протокола.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации акцизами облагаются товары, признаваемые подакцизными в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса.

Налоговая база при исчислении акцизов определяется налогоплательщиком на дату принятия на учет импортированных подакцизный товаров, исходя из объема импортированных подакцизных товаров и соответствующей ставки акциза.

При импорте подакцизных товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза налогоплательщик подает в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам), утвержденную приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н.

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган до­кумен­ты, подтверждающие факт импорта подакцизных товаров: заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, договоры (контракты), на основании которых приобретены подакцизные товары, выписки банка, подтверждающие уплату акциза по импортированным товарам, транспортные (товаросопроводительные) до­кумен­ты, счета-фактуры.

В случаях неуплаты, неполной уплаты акцизов по импортированным товарам, несвоевременной уплате акциза, а также при выявлении фактов непредставления налоговых деклараций или их представления с нарушением срока, налоговый орган взыскивает акцизы и пени в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Различия в ставках акцизов на подакцизные товары в государствах — членах Таможенного сою­за значительны, так отклонения уровней ставок акциза на алкогольную продукцию в 2014 году составляют до 4 евро за литр.

Правительства государств — членов Таможенного союза ежегодно корректируют устанавливае­мые ставки акцизов и перечень подакцизных товаров с учетом экономической ситуации.

В целях предотвращения нелегального оборота алкогольной продукции на территории государств членов — Таможенного союза, а также создания равных условий для предпринимательской дея­тельности на заседании Консультационного комитета по налоговой политике Евразийской экономической комиссии в августе 2012 года в г. Алматы достигнута договоренность о гармонизации размера ставок акцизов на алкогольную продукцию к 2020 году.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д. Григоренко

Сумма:
%